Олимпиада по искусству требует хорошего знания истории искусств «от бизона до барбизона», умения использовать разные методы искусствоведческого анализа и находить культурные и исторические параллели. Однако при детальном рассмотрении можно очертить круг наиболее часто встречающихся тем. Некоторые из них давно знакомы, а какие-то могут удивить. В этой статье от кафедры истории искусств АПО мы разберём основные из них и дадим некоторые советы по подготовке.
Хронология
Эта тема кажется самой очевидной, но на самом деле она не так проста, как кажется. Задания на хронологию предполагают работу с набором произведений живописи, скульптуры или архитектуры, которые нужно расположить в правильной последовательности — от самых ранних к самым поздним, то есть в порядке их создания. Часто также требуется назвать стили и выделить несколько характерных черт каждого произведения.
Как готовиться?
Первое, что нужно сделать, — это создать таймлайн или таблицу, которая поможет вам разобраться в развитии стилей в искусстве. Это упражнение очень долгое и муторное, но эффективное. Оно позволит вам структурировать уже имеющиеся знания и создать удобную схему, к которой вы сможете обращаться во время подготовки.
В заданиях могут попасться работы, которые вам ранее не встречались. Здесь вам поможет второй важный навык, который следует развивать, — это умение атрибутировать произведения искусства. Атрибуция — это процесс определения по внешним признакам, к какому времени, стилю или автору относится то или иное произведение искусства. Этот навык не только поможет вам в подготовке к олимпиаде, но и будет полезен в повседневной жизни.
Старайтесь самостоятельно определять незнакомые вам памятники. Это позволит вам натренировать глаз и легче справляться с заданиями, которые будут встречаться на олимпиадах.
Архитектура Москвы и Санкт-Петербурга
Ещё одна обширная и важная тема — архитектура Москвы и Санкт-Петербурга. Здесь нужен более глубокий, детальный подход. Необходимо знание всех ключевых архитекторов, созданных ими проектов и дат их возведения. Если вам повезло прогуляться по улицам этих городов и увидеть их архитектурные шедевры своими глазами, это, безусловно, замечательно. Но что делать, если у вас нет такой возможности?
Как готовиться?
Здесь снова помогут хорошие друзья — таблицы и таймлайны. Чтобы упростить процесс составления таких таблиц, мы рекомендуем объединить знания, полученные на уроках истории. Большинство стилей развивались в тесной связи со сменой правителей, а некоторые даже получили их имена, например, «петровское барокко» или «екатерининский классицизм». Если вы хорошо разбираетесь в истории, то можете выстроить таблицу по датам правления и составить список придворных архитекторов, работавших в тот или иной период. Это поможет вам более чётко определить рамки стилей и выстроить хронологию их развития.
Чтобы запомнить конкретные произведения, можно воспользоваться традиционными карточками или приложениями для запоминания по изображению, такими как MEMRISE. Создайте подборку основных памятников, загрузите их или распечатайте, обязательно укажите названия, авторов и время и учитесь распознавать их с первого взгляда. Вы сможете обращаться к этим карточкам в любое удобное время. Этот метод можно применять не только для изучения архитектуры, но и для запоминания других важных тем.
Музыка
Задания, связанные с музыкой, могут быть весьма разнообразными. Однако можно выделить несколько основных форматов:
- Проверка знаний о музыкальных инструментах.
- Угадывание композиторов по портретам.
- Терминология и описание музыкальных произведений.
Кроме того, каждый год в заданиях встречаются произведения отечественных авторов, основанные на русском фольклоре и сказках. Например, оперы «Садко» и «Руслан и Людмила», а также балеты «Жар-птица» и «Каменный цветок». Список таких произведений довольно обширен.
Как готовиться?
С инструментами всё довольно просто. Важно понимать, на какие группы делятся музыкальные инструменты и как они классифицируются внутри каждой группы. Например, струнные инструменты подразделяются на щипковые и смычковые.
Чтобы узнавать инструменты визуально, нужно представлять, как они выглядят и как на них играют. На первый взгляд, различить альт, виолончель и контрабас может быть непросто. Однако когда музыкант берёт их в руки, различия становятся очевидными.
Знакомясь с различными произведениями, не забудьте найти портрет композитора. В связке они помогут вам легче узнавать авторов произведений. Также стоит обратить внимание на характерные черты внешности каждого композитора. В некоторых случаях составители давали намёки при помощи карикатур или ассоциаций.
Нелегко многим даётся терминология. Основные термины можно освоить с помощью специальной литературы, но также важно уметь описывать звучание музыки. Например, различать мажорный и минорный лад, быстрый и медленный темп и так далее. Чтобы развить эту способность, полезно слушать музыку и стараться понять, что она передаёт, описывать её. В этом вам может помочь уже готовый материал от нашей кафедры.
Также незаменимым остаётся научно-популярный проект «Арзамас» и его рубрики. Особенно выделяются «Балет дня», статьи с музыкальными сказками и полная таблица по истории музыки от античности до постмодернизма.
Стрит- и паблик-арт
Помимо классических произведений искусства, составители также включают в задания и современные примеры. В большинстве случаев они обращаются к стрит-арту и паблик-арту — уличной скульптуре. На примере таких памятников вам предлагают порассуждать на тему социальных и экологических проблем, темы семьи и культуры. Характерными примерами могут служить работы, в которых художник изначально заложил скрытый смысл, который нужно понять и раскрыть участнику, — фаворит здесь, конечно же, Бэнкси. Особенно любимы отсылки к знаменитым произведениям прошлого.
Как готовиться?
Самым эффективным способом подготовки к этой теме является изучение заданий и критериев предыдущих лет. Это поможет вам понять, какие темы являются наиболее популярными, какие вопросы задают организаторы и — самое важное — что они ожидают услышать. Вы сможете найти эти критерии для каждого класса за все предыдущие годы в общем доступе.
Описание и формальный анализ произведений
В олимпиаде по искусству важным навыком является умение проводить формально-стилистический анализ и описывать произведения грамотным искусствоведческим языком. Среди произведений на анализ могут попасться как пластические виды искусства, так и театральные постановки или кинокадры, где необходимо через сценографию, мизансцены и костюмы раскрыть смысловые пласты произведений. Однако стоит отметить, что формальный анализ на региональном этапе ВсОШ может существенно отличаться от других олимпиад, таких как МОШ. Обычно от участников ждут не развёрнутое описание или эссе, а структурированный разбор по пунктам. Каждый пункт может оцениваться разным количеством баллов, а критерии оценки могут меняться из года в год.
Как готовиться?
Для любого искусствоведческого текста крайне важно использовать терминологию! В каждом виде искусства есть свои уникальные средства выразительности.
В живописи, например, важно понимать такие понятия, как ритм, колорит и композиция. В скульптуре необходимо знать особенности работы с различными материалами. А в архитектуре нужно использовать широкий спектр терминов, так как каждый элемент имеет своё название.
Чтобы облегчить запоминание терминов, мы рекомендуем вам создать свой собственный словарик искусствоведа. В этот словарь вы сможете записывать новые слова по мере их изучения. Желательно, чтобы он также содержал иллюстрации. Если вам нужна дополнительная информация, вы можете обратиться к уже существующим словарям терминов.
В большинстве случаев оценка заданий на анализ проводится по балльной системе. Это означает, что каждая идея, термин или деталь оценивается в один или два балла. В зависимости от региона проверяющие могут быть более строгими или допускать больше вариативности в ответах. Чтобы повысить свои шансы на успех, мы рекомендуем делать ответы более подробными. Кроме указания на приёмы и характер композиции, старайтесь включать мелкие детали, такие как элементы костюма или интерьера. Не забывайте опираться на само произведение! Это поможет вам получить скрытые баллы за более развёрнутый ответ, если они предусмотрены в критериях.
Кино
В последние годы в заданиях по киноискусству участникам предлагают анализировать кадры, угадывать характер героев, оценивать настроение сцен. В более ранних заданиях основной акцент делался на знание классики советского кино, актёров и композиторов. Мы рекомендуем готовиться сразу к двум вариантам.
Как готовиться?
Чаще всего фильмы берутся из списка 100 лучших фильмов, рекомендованных для изучения в школе. Обязательно ознакомьтесь с этим списком перед тем, как начать подготовку.
Обратите внимание на тему года: фильм может быть связан с ней. Например, 2023 год был объявлен Годом педагога и наставника., а в качестве фильма на ВсОШ была предложена кинолента «Хористы». Участники должны были проанализировать характер педагога и изменения в поведении и внешнем виде детей до и после взаимодействия с ним. В процессе изучения темы важно обратить особое внимание на фильмы, которые её затрагивают.
При подготовке к заданиям по кино вам может оказаться полезным необычный источник — Википедия. Статьи о фильмах содержат всю необходимую информацию:
- режиссёр, ключевые актёры, композиторы и иногда оператор;
- литературная основа и её автор;
- афиша фильма, которая тоже иногда встречается;
- краткий пересказ сюжета.
Кроме того, не забудьте ознакомиться с кадрами фильмов в поиске изображений. Это поможет вам дополнить информацию визуальным рядом и лучше понять, как выглядят знакомые кинокартины.
Фэнтезийные миры
Удивительно, но факт: для участия в олимпиаде по искусству необходимо хорошо ориентироваться в сюжетах, персонажах и локациях самых известных фэнтези-произведений, таких как «Властелин колец», «Гарри Поттер», «Хроники Нарнии» и, конечно же, «Алиса в Стране чудес».
Составители заданий неоднократно просили участников написать полные имена авторов книг или персонажей. Среди любимых ими авторов — произведения братьев Гримм, Андерсена, Шарля Перро, Льюиса Кэрролла и иллюстрации к ним. Также встречались упоминания Дон Кихота и Буратино.
Как готовиться?
Замечательно, если вам знакомы детские сказки и фильмы, но если нет, мы рекомендуем посвятить несколько уютных вечеров их просмотру или чтению. Это не только будет увлекательно, но и станет отличным способом расслабиться после напряжённой подготовки к олимпиаде.
Не забывайте и о систематизации информации — загляните в интернет и узнайте, какие знаменитые художники создавали иллюстрации к произведениям. Например, знаменитый эскиз Пабло Пикассо, изображающий Дон Кихота и Санчо Пансо, или иллюстрацию Джона Тенниела к «Алисе в стране чудес».
Во время просмотра фильмов также полезно задуматься о стилях, которые могли быть ориентирами при создании каждой локации. Например, что напоминает вам Хогвартс или Ривенделл? В какую эпоху могли бы происходить события, описанные в фильме, и как авторы передали это зрителю? Осознанный просмотр помогает глубже понять произведение и развить навыки распознавания деталей.
P. S. В этой статье мы рассмотрели наиболее часто встречающиеся типы зданий, которые остаются неизменными из года в год. Однако, как известно, жизнь полна сюрпризов, и нужно быть готовым к неожиданным поворотам. Подготовиться более комплексно можно на курсах кафедры истории искусств АПО. А ещё не бойтесь проявлять творческий подход, когда сталкиваетесь с новыми произведениями, необычными форматами или сложными темами для анализа.
Дата публикации: 11 декабря 2024