Учим искусство по мультикам! Китайское искусство в «Мулан»


«Мулан» — полнометражный мультипликационный фильм, выпущенный 19 июня 1998 года студией «Walt Disney Pictures». В основу положена китайская баллада о Хуа Мулань, эта история очень почитается народом. Изначально планировалось выпустить короткий метр «Китайская куколка», главная героиня которого — угнетённая и несчастная девушка, увезённая английским принцем на Запад. Однако было принято решение создать мультфильм в том виде, в котором мы его видим сейчас: о храброй девушке, ставшей героиней Китая.

Мультфильм рассказывает не только о легенде Фа Мулан, но и о культуре, обычаях, искусстве Китая.

В самом начале мультфильма нас встречает анимированная заставка с нарисованными кистью облаками и горами.

Облака, туманы и дымки — это основа созерцания мира в китайской культуре, желание увидеть мир в первозданном состоянии. Движущиеся облака — это метаморфозы бытия, синоним быстротечности жизни.

О мастерстве художника можно было судить именно по облакам и горам. Насколько искусно они написаны, настолько и хорошо творец владеет техникой.

Между живописью и каллиграфией очень тонкая грань: они связаны инструментами (кисть и тушь), мотивами, отражающими внутренний мир художника и спокойствие, идеей мироздания и поэтичности. «Живопись — это обретшая форму поэзия».

Причем на протяжении всего мультфильма облака и дымка показаны несколько геометрично: чёткий контур и формы.

Мулан: искусство в мультфильмах, изображение №2
Мулан: искусство в мультфильмах, изображение №7

В первых кадрах мы видим и красного дракона, который будет встречаться на протяжении всего мультфильма. Один из героев мультфильма — красный дракон Мушу.

Китайский дракон — это символ доброго начала ян и китайской нации в целом, именно поэтому мы так часто его видим. Змей-лун (другое название дракона) обитает в реках, озёрах и морях, но способен взмывать и в поднебесье, он может летать и без крыльев (в этом ему помогает «шишка» на голове).

В нём отчетливо проступают следы божества влаги и дождя, первоначально связанного с культом плодородия.

Кроме того, дракон — это символ императорской власти (1 и 2 скриншоты). Образ змей-луна встречается на дверях, в статуях, колоннах.

Также считается, что у дракона есть 9 сыновей, некоторых из них вы могли заметить.

Первый сын — Цзяоту. Он не любит, чтобы его беспокоили, поэтому его помещают на дверные ручки или у порога (6 скриншот). Второй — Пулао. Он любит кричать, поэтому его часто используют на колоколах или гонгах (7 скриншот).Третий сын — Чивэнь. Он любит глотать, поэтому его помещают на концах крыши (отличительная черта китайской культуры).

В мультфильме отлично использована и символика цвета:

Красный — цвет огня, но он воспринимается чаще всего как нечто положительное, тогда как в других культурах огонь — опасная стихия. Также красный — это цвет процветания, успеха в жизни и главный атрибут торжества.

Золотой — цвет, тесно связанный с императором (снова скриншоты 1 и 2 в предыдущей карусели). Означает чистоту, благородство и богатство.

Мулан: искусство в мультфильмах, изображение №14

Сочетание именно этих двух цветов чаще всего встречается в мультфильме: элементы одежды, окрас дракона Мушу, стена за императорским троном.

Говоря о символике, стоит упомянуть сверчка, яблоко и магнолию.

Бабушка Мулан при сборах к свахе вручила девушке яблоко со словами: «Яблоко в знак чистоты…» Яблоко в Китае является символом мира и согласия. (Скриншот 1 в карусели). Сверчок жил обычно в маленькой клетке, это символ удачи. Магнолия — значение имени «Мулан» (или Мулань, как оно звучит в легенде), цветок развивается вместе с девушкой: от скромного бутона до прекрасного, особого цветка, раскрывающегося раз в несколько столетий (именно так сказал отец Мулан, сравнивая девушку с магнолией). Кроме того, это символ непорочности, чистоты в культуре Китая.

Мулан: искусство в мультфильмах, изображение №15

Конечно, в мультфильме много архитектуры, которая обладает уникальными чертами, не похожими ни на одну культуру других стран.

Китайская архитектура изящна и в то же время монументальна, фундамент изготавливался из глины, а конструкция из столбов и балок была деревянной, кровля покрывалась черепицей. Стены же возводились из кирпича (пагоды, дворцы и храмы) или из глины (преимущественно в бедных домах).

Здания отличались своей устойчивостью даже во время землетрясений: архитектурный план прорабатывался до мелочей, размер каждой детали рассчитывался заранее. Ещё одна уникальная черта — это вогнутые крыши (скриншоты 2 и 3). И последняя — буйство красок, контрасты, особенно в зданиях богачей.

Хотелось бы завершить анализ мультфильма интересным фактом:

Мулан: искусство в мультфильмах, изображение №18

Когда Мулан маскировалась под мужчину, её имя было частью китайского каламбура. Она взяла имя «Фа Пинг», которое звучит как «Хуа Пин», что буквально означает «цветочный горшок» или «глупая красавица».

Автор статьи: Ульяна Ваганова