Учим искусство по мультикам! «Геркулес» и античная мифология


Геркулес: искусство в мультфильмах, изображение №1

Как вы знаете, многие авторы мультипликационных фильмов берут образы персонажей из искусства, истории и культуры. Сегодня речь пойдёт о мультфильме «Геркулес».

Это американский полнометражный мультфильм студии «Walt Disney Pictures», основанный на греческих мифах о Геракле. Для известной киностудии «Геркулес» — единственное произведение, которое напрямую обращается к периоду Античности и теме мифологии.

Главный герой мультфильма — Геркулес, сын Зевса и Геры, рождённый на Олимпе и посланный в мир смертных царём подземного царства Аидом, братом Зевса. Но не стоит учить мифологию по этому мультфильму, поскольку в нём есть ряд несоответствий:

— Геркулес — персонаж из древнеримской мифологии, а римляне после захвата Греции стали активно перенимать культуру Эллады. Имя Геркулес соответствует древнегреческому Геракл.

— Родители Геракла — бог Зевс и дочь царя Микен Алкмена.

— Гера — жена Зевса, которую Афина обманом заставила кормить грудью Геракла. Когда покровительница брака и семьи узнала о смертности ребёнка, она возненавидела Афину и Геракла и поклялась им отомстить.

— Место рождения Геракла — Фивы, крупнейший город в Греции. Поскольку его матерью была смертная женщина, то он не мог родиться на Олимпе.

В мультфильме встречаются фразы и сцены, обращающие зрителя к 12 подвигам Геракла:

— Авгиевы конюшни, о которых говорит Филоктет, планируя день героя;

— Лернейская гидра, которую послал Аид, чтобы убить Геркулеса;

— Битва с кентавром ради спасения Мегары.

Помимо мифологии в мультфильме встречались и другие элементы древнегреческой культуры.

Архитектура

Геркулес: искусство в мультфильмах, изображение №2

Храм расположен на холме, это одна из характерных черт древнегреческой культуры. При проектировании и строительстве архитектурных сооружений не нарушалась гармония с природой, поэтому многие архитектурные сооружения возводились на вершинах холмов, а для их строительства выбирались наиболее живописные места.

Перед нами характерный периптер дорического ордера.

Периптер — это основной тип древнегреческого храма архаического и классического периодов. Ордерная система храма (изображение №2) — дорическая, одна из самых популярным в архитектуре Древней Греции.

Храм Зевса из мультфильма можно сравнить с действительно существующим храмом Геры (Посейдона) в Пестуме (последнее изображение в карусели), который относится к архаическому периоду.

Вазопись

Чернофигурная вазопись, её расцвет приходится на VII—IV века до н. э.
Чернофигурная вазопись, её расцвет приходится на VII—IV века до н. э.

Один из самых популярных видов искусства в Древней Греции, кроме того, является оригинальным для культуры Античности. В отличие от римлян греки развивали вазопись и часто меняли материалы.

Так, в Коринфе рано начинают использоваться чёрный лак, процарапывание и
накладные краски. Таким образом коринфские художники создают чернофигурный стиль.

Техника

На сосуды чёрным лаком наносится силуэт, на нём процарапываются внутренние линии (гравированные линии). Помимо гравированных линий используются накладные краски (пурпур и белая), позволяющие подчёркивать некоторые элементы (орнаменты, элементы одежды, волосы, гривы животных и оружие). Белой краской, например, неизменно показываются тела женщин.

Другой вариант росписи —покрытие почти всего сосуда чёрным лаком с оставлением одного окна со светлым фоном, в которое помещается изображение (часто это протомы животных, воина).

К началу VI века ориентализирующие тенденции в вазописи окончательно изживают себя, начинается господство чернофигурного стиля.

Вазопись имела следующие особенности:

— исчезает пёстрость;

— орнаментальные вставки начинают иметь изобразительный смысл: розетка или пальметка заменяются летящей птицей;

– главный интерес керамистов теперь сосредоточен на человеческой фигуре, действии, событии;

– пробуждаются реалистические тенденции, интерес к завоеванию пластической формы;

– типично аттическая черта: обилие всякого рода надписей сопровождает вазовую декорацию. Рядом с фигурами надписываются имена действующих лиц и иногда даже слова, произносимые ими.

В аттических мастерских устанавливается обычай воздавать похвалу красивым юношам афинского аристократического общества в вазовых надписях. Геркулес полностью соответствует этому образу.

Ватиканская ваза Экзекия (третье изображение в карусели) является наглядным примером чернофигурного стиля.

После чернофигурного стиля приходит краснофигурный (место рождения — Афины), он изобретается около 530–520 гг. до н.э. и со временем вытесняет чернофигурный.

Причина недолговечности чернофигурного стиля, возможно, заключается в том, что по существу своему он был основан на абстракции чёрного силуэта, был антинатуралистичным, направленным в сторону декоративной стилизации. В то время как в греческом искусстве в то время пробуждались реалистические тенденции и интерес к завоеванию пластической формы. Краснофигурная керамика даёт большую пластичность, пространственность, трёхмерность.

Кадр из мультфильма
Кадр из мультфильма

Резюмируя:

«Геркулес» интегрирует черты древнеримской и древнегреческой культур, но при этом вовлекает зрителя в историю Античности и посвящает детей (которые являются большинством аудитории) в мифологию и историю Эллады.

Автор статьи: Ульяна Ваганова