Как работать с топографической картой на региональном этапе ВсОШ по географии?

Региональный и заключительный этапы ВсОШ по географии состоят из нескольких туров (блоков заданий): теоретического, направленного на проверку знания теоретических основ и понимания закономерностей; тестового, направленного на проверку владения фактологической базой; практического, проверяющего умение пользоваться теорией и фактами для решения поставленных задач. Практический тур чаще всего представляет из себя блок заданий по топографической карте. Предлагаем разобрать типовые задания, чтобы быть готовыми к этому этапу.


Автор: Роман Владимирович Трофимов,
преподаватель кафедры географии АПО,
победитель заключительного этапа ВсОШ по географии

Начинается блок практического тура обычно с проверки умения чтения карты и определения местоположения территории в пространстве (для этого неплохо владеть умением «представлять координаты»). 

Пример

  1. Какой город-порт изображён в центральной части карты? В какой стране он находится?

Для решения этого задания нужно знать фактологию (связать в голове написанные «р. Вента» и «г. Вентспилс»); для частичного решения задания необходимо по координатам и топонимам определить страну — Латвию, это можно сделать и без опознания порта.

Ещё пример

  1. Окрестности какого города, являющегося столицей государства, изображены на карте?

Один из способов решить это задание — поработать с топонимами. Внимательно посмотрите на карту и выпишите несколько названий (например, населённого пункта, реки, водоёма и элемента рельефа). 

В случае с предложенной картой такими топонимами будут: город Керацинион, залив Ираклиус, полуостров Пирей. Даже поверхностный лингвистический анализ позволит установить сходство этих слов с греческими. Колоний у Греции не было, греческий язык распространен только в одной стране (не считая Кипра, но Кипр не подходит здесь по характеру береговой линии), следовательно, искомая столица — Афины.

https://www.edburo.ru/storage/source/1/QLBAJNFjAV8vivw0WrCdq7I6cxTE5zsj.png
https://www.edburo.ru/data/files/13.PNG

Важно также научиться считывать контекст территории — некоторые её физико-географические и социально-экономические свойства на основе положения. Часто на карте есть индикаторы контекста — объекты, образующиеся только при определённых условиях. Нередко задания практического тура как раз направлены на оценку понимания контекста. Перейдём к реальным примерам с картой Вентспилса.

  1. Какие хозяйственные объекты, связанные с основной специализацией изображённого на карте морского порта, обозначены таким же условным знаком, как на рисунке 2?

Вентспилс — исключительно важный порт Советского Союза, а ныне — Латвии. Этот факт, безусловно, добавляет какие-то новшества, которые возможно прочесть на топографической карте. Составители задания спрашивают, что за объекты изображены на карте.https://www.edburo.ru/storage/source/1/RXX4sK0meWVBOmU4IjC6rgA05cMSOyeT.png
https://www.edburo.ru/storage/source/1/E_0f6jsow9MC0YPfK5D1b7gvPyZZTaHz.png

На рисунке выше изображены газгольдеры — резервуары для хранения углеводородов, а также нефтепровод, следовательно, специализация порта — нефть и нефтепродукты. Такие задания можно решать с двух сторон: либо аналитически (в данном случае — определив объекты, ведь нефтепровод достаточно узнаваем), либо фактологически (в данном случае — зная порт Вентспилс).

Кстати, вы также можете повысить готовность к олимпиаде и уверенность в своих силах, посмотрев недавно вышедший цикл лекций, посвящённых работе с топографической картой, и прорешав задания к нему

Пример заданий другого года

Самый базовый пример определения контекста — поиск главных рельефообразующих факторов территории. На рельефообразующие процессы может влиять множество факторов: уклон, заселённость, количество осадков, наличие многолетней мерзлоты и другиею Безусловно, все они так или иначе отображаются на карте. 

Пример

  1. Озёра каких типов встречаются на территории, изображённой на карте? Выберите несколько правильных вариантов из списка.

А. Вулканические
Б. Завально-запрудные
В. Ледниковые
Г. Метеоритные
Д. Пойменные
Е. Приморские
Ж. Тектонические
З. Термокарстовые
И. Эоловые

Для решения этой задачи необходимо сначала примерно определить территорию по координатам, а затем провести комплексный физико-географический анализ (начиная с того, что исследуемая территория — это предгорья и непосредственно горные хребты, и заканчивая северным положением. После анализа получится исключить лишние варианты. Правильный ответ — ледниковые (в недавнем геологическом прошлом территория подвергалась оледенению), пойменные (старицы, некоторые из них даже видно), тектонические (интенсивное горообразование), термокарстовые (район распространения многолетней мерзлоты).

https://www.edburo.ru/storage/source/1/ujnppXXEZB0yMDhZYMTs3AJzt_eNgh9R.png

К любой топографической карте прилагается расчёт. Это проверка базового умения считывать численные показатели с объектов и обрабатывать их. 

Пример

На карте 2 (Вентспилс) необходимо было рассчитать расход воды в реке Вента.

  1. Рассчитайте величину расхода воды (в м³/с) в реке Вента в створе АБ, предположив, что поперечное сечение её русла имеет форму прямоугольника. Ответ выразите в м³/с и приведите расчёты.

Для этого необходимо изначально рассчитать масштаб любым из четырёх способов (об этих способах можно узнать в видеокурсе), затем измерить ширину створа и перевести в длину на местности с использованием масштаба. Далее требуется показатель глубины, его мы берём с карты (для этого необходимо знать условные знаки и уметь с ними работать). Умножив глубину створа на его ширину, мы получим площадь живого сечения реки. Взяв с карты ближайшее к створу значение скорости течения и умножив его на площадь живого сечения, мы получим расход воды. 

Ещё пример

  1.  Какой объём древесины можно заготовить на обозначенном цифрой 1 участке, который ограничен двумя квартальными просеками и соседствует с массивом редколесья? 
https://www.edburo.ru/storage/source/1/tyEXUukdUa45W7fQoDxz29dKhdFHjXlc.png

Для решения необходимо вычислить площадь искомого участка (а для площади нам нужен масштаб). Затем, пользуясь приведённой формулой леса, узнаём, что среднее расстояние между деревьями — 4 м. Делим площадь участка на квадрат расстояния между деревьями (деревья располагаются в узлах квадрата со стороной 4). Умножаем получившееся количество деревьев на запас древесины в одном дереве (рассчитывается по формуле объёма конуса — 1/3*22*(0,27/2)2* π) и получаем объём леса, который можно заготовить с данного участка.

В любом случае работа с картой требует большой теоретической подготовки, а также глубоких знаний природы объектов и умения производить расчёты по имеющимся показателям.

Кроме уже ставшей привычной топографической карты, в заданиях иногда фигурируют и другие — тематические. Например, в региональном этапе ВсОШ встречались синоптическая и геологическая карты. Для работы с ними также нужно обладать багажом теоретических знаний, однако бояться их не нужно, так как почти половина решения кроется в постановке вопроса, а до второй половины можно дойти путём аналитических рассуждений. Разберём несколько заданий с такими картами.

Для начала, как и в работе с любой картой, необходимо внимательно просмотреть все условные обозначения, как бы слиться с картой воедино. Отмечаем, что карта составлена на один из дней декабря, зима определяет особенности атмосферной циркуляции.

Вспоминаем, что существуют сезонные и постоянные атмосферные вихри и находим их на карте, запоминаем, как они выглядят. Видим исландский минимум и отмечаем, что к нему приурочены атмосферные фронты (впрочем, этот этап можно пропустить, зная, что формирование циклонов непосредственно связано с перемещением фронтов, а циклон — зона низкого давления, следовательно, атмосферные фронты — индикатор циклона).

 

Далее везде, где видим атмосферную систему с фронтами, заполняем пустые ячейки буквой Н — тем самым обозначаем низкое давление.

Поработаем с азиатским максимумом: видим, что фронтов нет, следовательно, отсутствие фронтов в барической системе — индикатор антициклонов (максимумов).

Далее, зная особенности формирования циклонов и антициклонов, а также владея информацией о строении, мы сможем путём аналитических рассуждений дорешать и все остальные задачи.

Тематические карты, безусловно, требуют специфических знаний, однако они не выходят за рамки базовых. Главное — не бояться и не переставать рассуждать аналитически, выстраивая закономерности шаг за шагом. Любите карты, смотрите на карты, размышляйте о пространстве и никогда не переставайте учиться, тогда всё получится!

Преподаватели АПО помогут не только изучить самые важные темы перед региональным этапом ВсОШ, но и отработать его формат на практике! Выберите подходящий вам курс на странице кафедры географии АПО

Дата публикации: 10 января 2025