Стратегии подготовки к устной и письменной частям регионального этапа ВсОШ по французскому языку: советы и рекомендации

Новогодние праздники приближаются, а вместе с ними подходит и время региональных этапов Всероссийской олимпиады школьников. И хотя в 2025 году данный этап по французскому языку состоится в феврале, активно готовиться надо уже сейчас!


Автор: Анастасия Шелпакова,
преподавательница кафедры французского языка АПО,
победительница заключительного этапа ВсОШ по французскому языку

Для того чтобы подойти к региону на пике своих возможностей, необходимо не только усовершенствовать универсальные языковые навыки, но и отточить понимание формата каждой части олимпиады. Так вы будете чувствовать себя уверенно при выполнении заданий и не позволите стрессу взять верх над имеющимися знаниями. Какие именно стратегии использовать при подготовке к региональному этапу? А при выполнении заданий в рамках каждого из его разделов? Чего лучше избегать, а что, наоборот, может принести дополнительные баллы? Ловите советы от кафедры французского языка АПО!

Поскольку региональный этап по французскому языку состоит из пяти разных частей (а значит, и форматов), которые объединены в два большие блока (письменный и устный), полезно будет рассмотреть стратегии подготовки для каждого из них. Начнём с письменной части.

Аудирование

Как правило, на региональном этапе это первый блок заданий, который предстоит выполнить. С одной стороны, аудирование — это раздел, который выполняется довольно быстро (обычно занимает 25–35 минут) и отлично подходит для того, чтобы приступить к олимпиаде. С другой стороны, оно требует большой концентрации, а цена даже небольшой невнимательности возрастает — нередки случаи, когда ученик, прослушав какое-либо специфическое название, теряет на этом баллы. При этом аудирование содержит задания не только на множественный выбор, где важно уловить суть, но и с развёрнутым ответом, где нужно в паре предложений изложить услышанное, а иногда и дать свою более подробную интерпретацию слов участников передачи. Для того чтобы успешно справиться с аудированием, недостаточно просто свободно воспринимать устную речь на слух, необходимо также тренироваться быстрому конспектированию при параллельном прослушивании аудиозаписи и развивать навыки концентрации и гибкости. Вот несколько идей, которые помогут тебе это сделать:

1. Регулярно делать скрипты (аудио можно брать с сайтов или в приложении France Inter, Radio France, BFMTV) в ходе прослушивания записи, от руки записывая ключевые моменты и идеи говорящих: на региональном этапе часто просят написать название передачи или радио, должности, степени и публикации ведущих или приглашённых гостей, а также названия различных организаций. Иногда могут попросить написать дату какого-либо события. Не забывайте, что французы могут намеренно произносить даты более быстро, чем остальные слова, как бы проглатывая их. В общем, для успешного выполнения аудирования совершенствуйте навыки быстрого конспектирования и концентрации!

2. Уже на олимпиаде не будет времени продумывать стратегию выполнения заданий, поэтому стоит заранее подумать о том, какие действия вы будете предпринимать и в каком порядке. Например, до первого прослушивания прочитать вопросы и подчеркнуть в них ключевые слова, на которые стоит обратить внимание, или разделить листы с заданиями и разложить их наглядно, как именно вам наиболее удобно, чтобы не возникло ситуации, когда в середине записи вы начнете судорожно переворачивать листы в попытке записать ответ на вопрос.

Чтение

Чтение, или понимание письменных текстов, для многих является наиболее простой частью олимпиады — есть время просмотреть вопросы, прочитать текст, к которому можно вернуться в любой момент, при этом не нужно переживать, как что-то сказать, или генерировать свои идеи. Главное — понять, о чём сами тексты (а на региональном этапе их обычно несколько, от двух до трёх) и что спрашивают в заданиях. Однако для этой части регионального этапа также есть ряд рекомендаций, которые помогут наиболее быстро и эффективно выполнить все задания:

1. Успех напрямую связан с вашей способностью воспринимать письменную французскую речь, поэтому совет номер один — читать как можно больше статей на новостных сайтах или в приложениях (Le Figaro, 20 minutes, l’Humanité), выписывать лексику и грамматические конструкции из них (не все, а те, которые тебе кажутся наиболее интересными и важными для понимания смысла текста). Регулярное потребление контента на французском языке приучит твой мозг к особенностям французской письменной речи, поэтому читать тексты на олимпиаде будет значительно проще!

2. Расширение кругозора также способствует улучшению понимания письменного текста. Поскольку на региональном этапе могут встретиться самые разные темы — от моды до экологии, от искусственного интеллекта до новинок кино. Словарный запас по этим темам и общее представление об актуальных для Франции проблемах даст тебе огромное преимущество в этой части.

Лексико-грамматический тест

У многих участников регионального этапа задания на лексику и грамматику вызывают наибольшие трудности, поскольку для их выполнения необходимо не только в совершенстве владеть французской грамматикой и иметь богатый словарный запас, но и обладать некоторой интуицией. Олимпиада — это не экзамен, а творческое состязание, поэтому составители нередко прибегают к включению даже в данный раздел таких заданий, правильный ответ на которые невозможно знать из книжек: его нужно разгадать, используя, конечно, знания французской грамматики. Например, на региональном этапе могут дать текст с пропусками, в которые надо вставить по смыслу глаголы из списка и написать их в нужных форме и времени, — таким образом одновременно проверяется знание грамматики, языковое чутьё, умение понимать смысл текста и его лексические оттенки. Что делать и на чём тренироваться, чтобы лексико-грамматический тест принёс много баллов?

1. Конечно, без этого никуда — закройте каждый пробел в грамматических темах. Или даже изучите их заново, если чувствуете, что спряжения глаголов путаются, а subjonctif употребляется не там, где следует. Лексико-грамматический тест не щадит за грамматические ошибки, на которые могут закрыть глаза в том же аудировании и чтении, здесь всё должно быть ясно и чётко. Пусть такое положение дел не пугает вас, ведь есть и свои плюсы: когда вы уверенно почувствуете себя в грамматике, то будете знать, что вас не подловить даже в самых трудных темах, так что эта часть олимпиады станет одной из самых быстрых и приятных!

2. Даже при прекрасном владении грамматическими темами баллы за эту часть могут набираться не так легко, как хотелось бы. Выход для улучшения ситуации — развивать чувство языка, а для этого нужно регулярно погружаться в языковую среду: чем больше вы будете читать и слушать на языке, тем легче станет понимать смысл даже самых сложных текстов и работать с лексико-грамматическими конструкциями.

Письмо

Пожалуй, самая креативная и неординарная часть олимпиады, сильно отличающаяся от формата обычных экзаменов, — это письмо. На региональном этапе вам будет предложено на основе исходного документа (это может быть как статья, обзор на какое-либо явление, сводка, так и сообщение на форуме, чётко сформулированная ситуация и так далее) написать свой текст. Опять же, формат может быть любым, но он будет обязательно указан в задании, поэтому важно внимательно читать consigne! Эта часть часто вызывает трудности по нескольким причинам: за ограниченное время (обычно час или час двадцать) необходимо прочитать и проанализировать задание и исходный документ, сгенерировать идеи, написать и проверить свой текст, количество слов которого будет указано в задании (обычно 200–300 слов). Каким советам следовать, чтобы успеть написать связный и логичный текст без ошибок?

1. Основа написания любого текста — это свободное владение грамматикой и богатый словарный запас. Нельзя придумать интересные идеи и воплотить их на бумаге, если вам не хватает языковых средств — разнообразных конструкций, синонимов и устойчивых выражений, которые делают текст ярче и живее. Чем больше слов на разные темы вы выучите и закрепите (про то, как эффективно учить новые слова, мы писали здесь), тем выше вероятность успешного написания на эти темы различных статей или сообщений.

2. В то же время на олимпиаде недостаточно просто владеть языком, надо следовать определённым правилам оформления и при этом не забывать про творческий подход. Как же объединить эти два, на первый взгляд, противоречивых правила? На самом деле, на олимпиаде они отлично дополняют друг друга: следуя чёткой структуре в письме (введение, основная часть, заключение), вы сможете внедрить в текст креативные идеи или даже уместно использовать каламбур и пошутить — на олимпиаде шутки по теме, личные истории или анекдоты в письме приветствуются, ведь они говорят не просто о заученном наборе фраз, а о свободном владении языком.

Все рассмотренные выше разделы проверяют знания в письменном виде. Общим для них является то, что они требуют концентрации, собранности и отточенного владения грамматикой и лексикой.

Устная часть

Устная часть на региональном этапе по французскому языку проходит в отдельный день и представляет собой особый вид испытания. Общий порядок заключается в том, что вы вытягиваете билет с темой, затем в течение 15 минут готовитесь, а после идёте отвечать жюри. По завершении монолога члены жюри вступают с вами в беседу, задают уточняющие вопросы, чтобы лучше понять вашу точку зрения или расширить обсуждаемый вопрос. Темы на устной части встречаются самые разные: от освоения космоса и научных разработок до учёбы и прав животных. То же самое и с типом задания: вам могут предложить описать картинку или графики, проанализировать небольшую статью, разыграть ситуацию участия в конференции — простор для воображения очень большой, но в самом начале обязательно будет подробно описано всё, что надо сделать. Как улучшить речь и какие техники использовать, чтобы произвести благоприятное впечатление на жюри?

1. Значительный секрет успеха в устной части — чёткое следование намеченному плану. Не нужно писать весь текст, который вы планируете сказать, от руки (за время подготовки это невозможно сделать), главное — продумать основные пункты, которые стоит осветить с опорой на исходный документ и задания. Также полезно накидать себе слова и выражения, которые хочешь употребить, чтобы не забыть их во время ответа.

2. Важно помнить, что на устной части вы будете общаться с людьми, а не выполнять работу наедине с собой, поэтому времени для размышлений и исправлений нет — надо действовать здесь и сейчас. Говорите чётко, уверенно и не очень быстро, чтобы не возникало неловких пауз. Так вы создадите впечатление, что точно разбираетесь в теме и прекрасно владеете языком.

Советы и рекомендации, безусловно, важны. Но самое важное — это начать воплощать их жизнь. Если вы боитесь или чувствуете себя неуверенно, отбросьте все сомнения и начните с малого — прочитайте небольшую новость, выучите и закрепите одно новое слово. Процесс подготовки к региональному этапу длинный и сложный: пусть для вас станет привычкой готовиться по чуть-чуть, но каждый день — и вы удивитесь, как много вы сделаете к моменту олимпиады.

Преподаватели АПО помогут не только изучить самые важные темы перед региональным этапом ВсОШ, но и отработать его формат на практике! Выберите подходящий вам курс на странице кафедры французского языка АПО

Дата публикации: 21 декабря 2024