От призёра по русскому до межнара по биологии: преподаватель АПО об олимпиадном пути


Как от неожиданного призёрства по русскому перейти к дипломам по биологии и экономике? Почему российские школьники всегда привозят медали с Международной биологической олимпиады и предпочитают учёбу в отечественных вузах? На эти и другие вопросы отвечает преподаватель кафедры биологии АПО и студент факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ Сергей Бусыгин.

С какого класса вы начали участвовать в олимпиадах? 

Со второго, но высоко на том уровне пройти было нельзя. Набравшись опыта, в девятом классе уже дошёл до региона, а в десятом — стал призёром заключительного этапа по русскому и экономике. Затем и вовсе единственным из российской сборной с золотом вернулся с Международной биологической олимпиады.

Откуда возник интерес к такому разнообразию предметов? Как вы готовились к каждой из олимпиад? 

Я учился в математическом классе, и мне нравилось заниматься точными науками. Моя мама — экономист, из принципа решила подготовить меня к региону самостоятельно.

Рабочее место Сергея

«В десять лет у меня появился микроскоп. С тех пор меня ни разу не посещала мысль, что я могу устать от этой науки».

В 11 классе я ходил в экономико-математическую школу при экономическом факультете МГУ и изучал разрозненные материалы из интернета.

Биологией начал увлекаться с детства. В десять лет у меня появился микроскоп. С тех пор меня ни разу не посещала мысль, что я могу устать от этой науки. Каждый раз находится то, что меня вдохновляет и удивляет. Также я занимался с олимпиадным репетитором, а после региона тренировался в составе московской сборной.

Русский был для меня сюрпризом. Только читал Розенталя и книги из списка рекомендованной литературы, перед регионом посещал курсы ЦПМ. Больших ставок на этот предмет никогда не делал.

Многие ставят чёткую цель — взять диплом. Вы тоже серьёзно подходили к олимпиадам?

Не могу сказать, что я был амбициозным в этом плане. У меня получалось, поэтому я решил больше упражняться в решении олимпиадных заданий. Боязни не было, на все всероссы я ехал спокойно и ни на что не надеялся. Меня всегда поддерживали и поощряли мой интерес к науке. 

Сергей Бусыгин на Международной биологической олимпиаде (второй слева)

После ВсОШ вас пригласили на Международную биологическую олимпиаду. В чём её специфика?

На межнар российских школьников сопровождают те же люди, что и составляют задачи для всеросса. Они стараются, чтобы заранее известные темы заключительного этапа были приближены к тем, которые представят на международном этапе. Благодаря этому подготовка к нему занимает не две недели в июне-июле, а ведётся в течение всего года. 

«Боязни не было, на все всероссы я ехал спокойно и ни на что не надеялся».

Российские школьники регулярно привозят медали с этой олимпиады. У нас хорошая подготовка или это происходит благодаря схожести всеросса и межнара? 

Комплексная годовая подготовка и общие черты в формате заданий — одна из причин, почему в России такие высокие результаты. Другая заключается в том, что ребята действительно интересуются биологией и развиваются в этой области. Тренеры помогают приобрести и отточить требуемые практические навыки. Выполнив конкретную операцию хотя бы один раз, ты уже не будешь паниковать на олимпиаде любого уровня. 

Переживали ли вы, что будете представлять Россию на международном соревновании?

Нет, не переживал. А что они мне сделают? Просто воспринимал эту олимпиаду как очередной жизненный опыт.

Выиграв олимпиаду международного уровня, вы не думали получить образование в зарубежном вузе? Почему предпочли учиться в России?

Вариант учёбы за границей я не рассматривал. Как и большинство межнарников, остановил выбор на МГУ. В отличие от студентов иностранных вузов, российские в большей мере вовлекаются в науку и получают практический опыт к концу бакалавриата. В нашей стране даже из девятиклассника можно сделать неплохого биолога, занимающегося молекуляркой по инструкциям. Что уж говорить про студентов?

«Вариант учёбы за границей я не рассматривал. Как и большинство межнарников, остановил выбор на МГУ».

Взяв всеросс и межнар, вы ушли в науку. Над чем работаете сейчас?

На примере модельного организма мухи я изучаю белок, который может ломаться в организме человека и приводить к нейродегенеративным заболеваниям. Затем контролирую и фиксирую данные. Они помогут в дальнейших исследованиях. 

Почему вы захотели стать преподавателем АПО? 

Знания можно получить благодаря усидчивости и банальной зубрёжке. Однако часто нужен дополнительный толчок, чтобы не закостеневать и не воспринимать мир в устоявшейся парадигме. Думаю, у меня хорошо получается передавать именно этот импульс. 

Как проходят ваши уроки в АПО?

Я уделяю равное внимание теории и практике. Упор делаю на взаимодействие с залом. Для меня важно видеть совместную работу учеников. Это позволит им пропустить материал через себя и встроить его в картину мира.

Какие перспективы для себя вы видите? 

Учёным можешь ты не быть, но кандидатом быть обязан! А вообще, хочу продолжать заниматься таргетированным генным инжинирингом. Планирую получить PhD в Skoltech или по одной из зарубежных программ.