Чего ожидать от регионального этапа ВсОШ по астрономии?


Алексей Сергеевич Лужнов,
заведующий кафедрой астрономии АПО

В этом году участников ждёт множество изменений в части проведения регионального этапа ВсОШ по астрономии. В этом материале кафедра астрономии АПО делится своими ожиданиями от данного тура и советами, которые позволят лучше выстроить подготовку.

Эксперимент прошлого года по сокращению количества времени на региональном этапе с 4 часов до 3 часов в этом году уже недействителен, поэтому участники будут традиционно трудиться над заданиями 3 часа и 55 минут. Общий уровень задач в связи с этим должен быть немного выше, чем в прошлом году. Также особенностью этого года является смена многолетнего председателя ЦПМК с Олега Станиславовича Угольникова на руководителя команды сборной Московской области Вячеслава Борисовича Игнатьева. Можно предположить, что очень сложных заданий («гробов») на различные солнечные и лунные затмения в этом году должно стать меньше, если они вообще будут. При этом общий состав членов ЦПМК практически не изменился, поэтому тематика и стиль остальных заданий не изменятся. 

Если судить по проходным баллам прошлого года, то общий уровень 9 и 10 класса прошлого года (то есть 10 и 11 класс этого года) примерно совпадает. Нет ярко выделяющейся параллели, в которой конкуренция будет заметно выше. Исходя из этого можно сказать, что проходные баллы останутся примерно на том же уровне, то есть около 70%, если не будет кардинальных изменений в сложности заданий. Поэтому при выполнении заданий старайтесь оценивать свои силы и помните, что решённые четыре (и меньше) задачи из предложенных шести маловероятно позволят вам пройти на заключительный этап. В каждом задании укажите максимально возможные идеи решения. Выполнение практической задачи хоть и оценивается в большее количество баллов (20 вместо 16 при сумме баллов 100) не должно занимать слишком много времени.

Также советуем более внимательно изучить критерии оценивания задач прошлых лет. Можно заметить, что авторы заданий стараются более детально расписывать критерии, вплоть до каждого балла, чем это было ранее, и предусматривают в критериях возможные ошибки. Обратите внимание, что отдельные шаги в решении оцениваются часто независимо друг от друга, поэтому старайтесь разбивать своё решение на независимые части и не делать промежуточных вычислений и ранних подстановок. В этом случае у вас будет возможность получить некоторые баллы за часть решения даже при ошибке в другом месте. Особенно это касается арифметических ошибок, которые часто могут появиться в первой строчке решения.

Дата публикации: 23 декабря 2024