Разбираемся вместе: сентиментализм


«Габриэль Арно». Луиз Леопольд Буальи
«Габриэль Арно». Луиз Леопольд Буальи

В какой-то момент классицизм, как и ожидалось, своими рационалистическими нравоучениями проел хорошенькую плешь на разболевшейся к тому времени от чрезмерной «разумности» голове русского искусства, а потому на смену ему с сочувственными охами и ахами поспешил сентиментализм (от фр. sentiment — чувство).

Путь свой он держал из туманной Англии, где зародился ещё в начале XVIII века, но, залюбовавшись по дороге трогающими душу красотами природы, до России добрался только к концу столетия. С собой чувственный гость приволок переводы сентиментальных произведений зарубежных авторов (Сэмюэл Ричардсон, Лоренс Стерн, Иоганн Вольфганг Гёте и др.), которые и стали его путёвкой в русскую литературу на ближайшие несколько десятков лет.

Представители высших сословий были безжалостно сметены с главенствующих позиций простой крестьянской метлой, ставшей скипетром сентиментализма: приверженцы этого направления поставили себе задачей показать и доказать, что «и крестьянки любить умеют», а потому наделили этих самых крестьянок врожденной нравственной чистотой и богатым духовным миром.

От конфликтов масштабных, от изображения героических судеб авторы отказались в пользу обыкновенного человека в обыкновенных, будничных обстоятельствах; сентиментализм стремился исследовать человеческую личность в движениях души, мыслях, переживаниях.

Каждая личность ценна сама по себе — вот что с пеной у рта доказывали жрецы чувства в своих сентиментальных романах и повестях.

Культ природы, наравне с культом чувств, стал ведущим в литературе сентиментализма, в то время как классицизм демонстративно игнорировал её существование. Природа приобрела особую значимость в контексте произведения, в определении героя как истинно сентиментального: ведь только в душе по-настоящему чувственного человека прекрасные пейзажи и ароматы лютиков способны затронуть какие-то струны, натолкнуть на размышления. Персонажи так называемых путешествий — одного из основных жанров сентиментализма, основы которого заложил Стерн — именно этим и занимаются: странствуя, созерцают красоту окружающего мира, умиляются жужжанию пчёлок и колыханию травы и переживают. А потом пишут о том, как переживают.

«Портрет молодого человека в шляпе». Жан-Батист Грёз
«Портрет молодого человека в шляпе». Жан-Батист Грёз

В поэзии сентиментализма ведущим жанром стала элегия — мечтательное, меланхолично-вздыхательное стихотворение, лирический герой которого размышляет о жизни, находясь в максимально располагающем для этого месте, скажем, посреди залитого лунным светом кладбища. Особенно по душе эта локация пришлась Жуковскому-сентименталисту, который перевёл (читай —написал заново) «Сельское кладбище» Томаса Грея.

Повествуя о низших сословиях, сентименталисты упрощали, активно «приближали к народному» литературный язык, и не гнушались даже – о ужас! – использовать просторечия. Вообще, надо отдать должное, сентиментализм, воспевая душу простых людей, сыграл большую роль в демократизации литературы, хотя, конечно, среднестатистическая крестьянка, при всём уважении к своим доблестным воспевателям, вряд ли обладала достаточными познаниями, чтобы оценить их подвиг.Наиболее известным русским сентименталистом был, несомненно, Карамзин с его «Письмами русского путешественника» («Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Стерна многозначно выглядывает из-за угла), «Бедной Лизой» и прочими схожими по духу работами.

Однако его последователи и подражатели, как это обычно бывает в любом литературном направлении, немного увлеклись, а потому из-под их пера стройными рядами выходили десятки бедных/несчастных/обольщённых Лиз/Марий/Лилий и их обиженных жизнью подруг. Культ чувства в их произведениях гиперболизировался и превратился в нечто до смешного наигранное, что сигнализировало о постепенном вырождении этого литературного направления.

Свой последний вздох сентиментализм испустил в начале 20-х годов XIX века, сыграв, однако же, значимую роль в формировании русской литературы. Именно он, обратившись к чувствам и переживаниям героев, сделал первые шаги на пути к психологизму в литературе, а перьями со своих нежных голубиных крыльев устлал дорогу к гордо сияющему на горизонте двух миров романтизму.

Советуем посмотреть по теме:

Лекция о русском сентиментализме от проекта «Нефиктивное образование». Там рассматривают генезис и специфику этого художественного явления, анализируют творчество Н.М. Карамзина, И.И. Дмитриева и Н.М. Муравьева.