В конце девятнадцатого века литературное сообщество настиг очередной кризис. Писатели вдруг осознали, что методов реалистического искусства им теперь недостаточно, чтобы передать всё, что творилось на душе и в черепных коробках.
Им больше не хотелось описывать суровую действительность Раскольниковых и Обломовых, наскучили сплошные «маленькие» и «лишние» люди, набили оскомину «тургеневские» девушки. Хотелось чего-то принципиально нового. Отсюда и происхождение названия направления (от лат. modernus — «современный, недавний»). Именно с появлением модернизма начинается период в русской поэзии, который исследователи называют не иначе как Серебряным веком: период драм, громких скандалов, трагично заломленных рук, странных любовных многоугольников и огромных талантов, перевернувших всю русскую литературу с ног на голову. Тут и Ахматова, и Маяковский, и Блок, и Гумилёв — список можно продолжать бесконечно, настолько вместительны оказались рамки модернизма.
А всё потому, что модернизм — не одно целостное направление: он состоит из более мелких течений, порой абсолютно противоречивых. Среди тех же символизма, акмеизма и футуризма выделяются ещё более мелкие, зачастую и вовсе враждующие лагери литераторов. К примеру, символисты делились на старших и младших, которые регулярно спорили и поливали друг друга нечистотами на страницах литературных журналов из-за радикальных расхождений во взглядах на эстетику и творчество в целом.
Именно поэтому модернизм можно охарактеризовать как некий винегрет, состоящий из писателей и поэтов, которые посвятили себя поиску новых форм творчества.
Их художественные миры максимально несхожи друг с другом, если одни видят в пресловутых синих занавесках просто синие занавески, то другие видят в них символ безысходности, страдания и клеймо сатаны. Тут уж как повезёт.
Если предыдущие направления относились к форме более-менее традиционно и уважительно, то модернисты подошли к вопросу радикально: кто-то под завязку набивал свои тексты авторскими неологизмами, кто-то играл шрифтами и стихотворными размерами, кто-то и вовсе пытался придумать совершенно новый язык, который был бы понятен всем и каждому (спойлер: эти попытки не увенчались успехом, новый язык не был понятен никому, кроме его создателей). Линейная композиция — прошлый век. Теперь в тренде «поток сознания» — хаотичный и свободный поток мыслей, выплеснутый на бумагу, зачастую ассоциативный и лишённый логики, зато помогающий проникнуть в недра личности персонажа.
Мастером этого жанра считают ирландского модерниста Джеймса Джойса, чей роман «Улисс» большинство образованных людей либо читали, но не поняли, либо благополучно врут, что читали и поняли.
Для модернистов истина и объективность становятся чем-то второстепенным. Их произведения больше не строятся на общепринятых канонах истинности и правильности, как было во времена классицизма. Модернист — главное мерило истины для самого себя. Субъективность — новая объективность. Это в какой-то степени роднит их с романтиками, ведь те тоже пытались посмотреть под другим углом на добро и зло, чёрное и белое, Бога и Дьявола. Читая произведения модернистов, мы смотрим на мир через призму видения каждого конкретного автора, видим его глазами и слышим его ушами. Если мы видим красное, но автор продолжает вбивать нам в голову, что это белое, нам приходится смириться с тем, что для него это действительно белое, и никак иначе.
Чтобы более полно и подробно охарактеризовать модернизм, необходимо углубиться в характеристику конкретных его течений. К этому мы и приступим в следующих статьях нашей рубрики.
Ссылки на материалы по теме:
https://www.youtube.com/watch?v=j8qXu97hVNA — открытый урок с Дмитрием Быковым: Серебряный век.
https://www.youtube.com/watch?v=kaf2EM45ddk — видео о модернизме в изобразительном искусстве.
https://arzamas.academy/materials/1514 — большой сборник ссылок на различные материалы о Серебряном веке от Арзамаса.
https://www.adme.ru/svoboda-kultura/test-anny-ahmatovoj-kotoryj-pomogaet-bystro-opredelit-chto-za-chelovek-pered-vami-2001565/ — необычный личностный тест от самой Анны Ахматовой.
https://diletant.media/personality_test/30909431/ — тест «Кто ты из поэтов Серебряного века?»