Когда школьник задумывается о близящемся поступлении в вуз, перед ним встаёт дилемма — сосредоточиться на подготовке к ЕГЭ или попробовать себя в олимпиадах. В зависимости от этого строятся и подготовка к поступлению, и процедура зачисления. Нельзя с уверенностью сказать, какая из этих стратегий лучше, но, изучив особенности каждой из них, можно выбрать для себя подходящую.
Подготовка и задания
Олимпиады требуют углублённых знаний предмета, выходящих далеко за пределы школьной программы. При этом фокус олимпиадных заданий направлен на нестандартный и творческий формат. ЕГЭ же проверяет базовые знания, полученные в школе, и подразумевает нарешивание заданий одного формата при подготовке. И если к ЕГЭ зачастую можно подготовиться самостоятельно и в школе, то с олимпиадами, например ВсОШ, это сложнее: могут понадобиться помощь репетитора или профильные курсы. А в условиях, когда олимпиады являются узкой специализацией, нечто подходящее найти не так просто, особенно в дальних регионах. Хорошо, что АПО выручает!

Качество знаний
ЕГЭ показывает, что вы освоили базовую школьную программу, даже письменная часть заточена на задачи в рамках пройденного материала. Олимпиады же помогают выявить школьников, умеющих решать нестандартные задачи, критически мыслить и творчески подходить к заданию. К тому же олимпиадникам часто приходится не только выходить за пределы школьной программы, но и заглядывать в университетскую.
Нагрузка и психологическое состояние
Подготовка к ЕГЭ предполагает немалую нагрузку, однако она распределена на год или два. Кроме того, она редко требует углублённого изучения дополнительных материалов. Подготовку к экзаменам легко систематизировать, так как она подразумевает выполнение типовых заданий. Поэтому стресс вызывает сам факт экзаменов, от которых зависит дальнейшее обучение.
В случае с олимпиадами всё иначе. Объём требуемых знаний гораздо больше, чем при подготовке к ЕГЭ, а сроки подготовки обычно сжаты, поэтому приходится заниматься ещё более интенсивно. Психологическое напряжение при этом высоко ещё и в силу конкуренции между участниками. Олимпиадники склонны много от себя требовать и стремиться только к лучшим результатам, что тоже оказывает на их самочувствие серьёзное давление.
Риски
ЕГЭ — это понятный формат. Безусловно, на экзамене тоже могут ждать сюрпризы в виде нового типа заданий или просто волнения. Тем не менее серьёзных потрясений ждать не приходится. Олимпиады же гораздо более непредсказуемы. Зачастую участники сами не знают, что им предстоит в финале. Они могут быть в курсе общей направленности, но не всего списка тем. Поэтому при поступлении не нужно делать ставку только на олимпиады — необходимо всегда помнить про подготовку к ЕГЭ, иначе потом придётся готовиться к экзамену за пару месяцев до него.
Льготы при поступлении
Один из главных аргументов при поступлении по олимпиадам — льготы, которые они обеспечивают. В ЕГЭ важны баллы, которые учитываются в общем конкурсе, но никаких бонусов за высокий результат вы не получите. А вот диплом олимпиады может давать серьёзное преимущество — от дополнительных баллов до зачисления без вступительных экзаменов. Вот только почти все олимпиады, кроме Всероссийской, нужно подтверждать результатами ЕГЭ, так что списывать экзамен со счетов никак нельзя.

Дальнейшее обучение
Во время подготовки ко ВсОШ и другим олимпиадам школьники часто затрагивают университетскую программу, поэтому на первом курсе им точно будет проще усваивать материал. К тому же они привыкли анализировать большой объём информации за короткие сроки. А ещё участие в олимпиадах часто помогает студентам интегрироваться в научную деятельность и участвовать в различных конференциях и проектах. В итоге олимпиадникам при поступлении проще адаптироваться к новому этапу учёбы и достигать более высоких результатов.