Решение правовых задач на олимпиадах по обществознанию


Амир Айдарович Гареев

Правовые задачи представляют собой один из ключевых форматов заданий, они встречаются на всех этапах Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию — от школьного до заключительного, а также в большинстве перечневых олимпиад. Их особенность заключается в том, что для их успешного выполнения необходимы знания профильного отраслевого законодательства и развёрнутый ответ. Как правило, за решение правовых задач участники олимпиады могут получить в среднем от трёх до шести баллов, а количество таких заданий может составлять от одного до трёх. Таким образом, правильный и обоснованный ответ может существенно увеличить количество набранных баллов и приблизить участника к призовому месту. Кафедра обществознания АПО подготовила для вас лайфхаки и советы, которые помогут успешно справляться с правовыми задачами на олимпиадах по обществознанию.

Одной из ключевых задач при решении рассматриваемого типа заданий является тщательная аргументация и верное определение отрасли права. Отрасль права — это совокупность правовых институтов и норм, регулирующих определённую сферу однородных общественных отношений. Правильное определение отрасли права поможет понять, в каком суде будет рассматриваться дело, какие правовые принципы будут применимы к данной ситуации, какие правовые нормы регулируют рассматриваемый случай и так далее. Более того, нередко один из вопросов задачи связан именно с правильным определением отрасли и подотрасли права. В противном случае весь ответ на задачу может быть построен на неверной логике, тогда он не будет засчитан. Рассмотрим пример. 

Текст задачи: «Старший брат подарил Ивану кота. К Ивану в гости пришла подруга Катя, и между ними завязался спор. Иван объявил себя собственником кота, а Катя говорила, что кот всё-таки живой, а поэтому принадлежит сам себе, и вообще-то у Ивана есть перед этим котом обязательства, а именно уборка и кормление». Один из вопросов этой задачи связан с отраслью права. 

В данной задаче речь идёт о гражданском праве и его подотрасли — вещном праве. Мы можем определить это следующим образом. Во-первых, необходимо выяснить содержание правоотношения, то есть субъективные права и юридические обязанности, выражающие связь между участниками правоотношения.  В данном случае между Иваном и его старшим братом был заключён договор дарения в устной форме, по которому у брата возникла обязанность передать кота, а у Ивана — право его получить. В результате дарения возникло ещё одно правоотношение, выразившееся в праве собственности Ивана на кота. Несмотря на то что «кот всё-таки живой», в соответствии со статьёй 137 Гражданского кодекса Российской Федерации на него распространяются правила об имуществе. При этом в отношении «живого» объекта правоотношений у Ивана, действительно, существуют дополнительные обязанности, в числе которых юридическая обязанность не допускать жестокого обращения с животными, противоречащее принципам гуманности. Во-вторых, стоит обратить внимание на ключевые термины, используемые в задаче. Они помогут точно или приблизительно установить отрасль права. В данном случае можно обратить внимание на такие слова, как «собственник», «обязательство». Подобные термины обычно используются в отраслях частного права, например, в гражданском праве.

Чтобы лучше подготовиться к решению правовых задач, необходимо повторить такие ключевые аспекты, как предмет, метод, объект, субъект правоотношений, характерные для различных отраслей права. Помимо этого, важно научиться выделять основную идею задачи, чтобы избежать «ловушек» и не запутаться в определениях. В олимпиадах по обществознанию чаще всего встречаются такие отрасли права, как трудовое, семейное, гражданское, уголовное и административное.

Кроме знаний в конкретной области права, не менее важно умение обосновывать свои ответы ссылками на законодательство. Чтобы успешно решить задачу, необязательно дословно цитировать правовые нормы и приводить номера статей или федеральных законов. В современном российском законодательстве содержится большое количество федеральных законов, подзаконных актов, поэтому попытка вспомнить правильный номер статьи из всего массива законодательства вместе с волнением на олимпиаде порождают риск допустить фактическую ошибку, которая может повлиять на результат. Главное — это умение правильно передать смысл правовой нормы и аргументировать свой ответ на основе объективных фактов.

При решении правовых задач также важно правильно определять, в рамках какого судопроизводства будет рассмотрено дело. Виды судопроизводства включают конституционное, уголовное, административное, гражданское и арбитражное.

Рассмотрим пример. «Зотова нашла на рабочем столе своего сослуживца Крупина дневник, в котором Крупин писал, что хотел бы убить своего начальника Гришина, который, по мнению Крупина, незаслуженно понизил его в должности. В дневнике описывались несколько возможных способов убийства Гришина. Испугавшись, Зотова отнесла дневник в отделение полиции, где было возбуждено уголовное дело о приготовлении к убийству. В рамках какого вида судопроизводства будет рассматриваться данное дело?»

Поскольку в данном случае речь идёт о приготовлении к преступлению, значит, применяются нормы уголовного права. Следовательно, дело будет рассматриваться в рамках уголовного судопроизводства, а по его результатам будет вынесен приговор. При подготовке к решению правовых задач важно знать все виды процессов, наименования участников и название документа, который издаёт суд по итогам рассмотрения.

Учитывая специфику права, заключающуюся в том, что участникам необходимо знать основные институты отраслей права, а применение логики не всегда помогает с решением задачи, к изучению данного раздела обществознания придётся применить особый подход к подготовке.

Первый этап

На первоначальном этапе изучения рекомендуем ознакомиться с системой права в целом: с особенностями российской правовой системы, основными источниками, классификацией отраслей права, понятием и видами правоотношений, видами ответственности. 

На данном этапе не нужно изучать сложные вузовские учебники, запоминать концепции различных правоведов. Достаточно понять, как действуют основные институты права. За основу можно взять, например, учебник «Теория государства и права. Подготовка к олимпиадам по праву» (авторы — Н. В. Ростовцева, С. В. Литинский).

Второй этап

Далее необходимо понять, задачи на какие отрасли права встречаются в олимпиадах чаще всего.

Для этого необходимо проанализировать олимпиадные задания прошлых лет. Например, во Всероссийской олимпиаде школьников по обществознанию часто встречаются задачи по семейному и трудовому праву. Анализ заданий позволит немного сузить круг изучаемых правовых норм и расставить приоритеты, особенно в начале изучения права.

Третий этап

Необходимо ознакомиться с содержанием отраслей, встречающихся в олимпиадных заданиях.

Учитывая массив законодательства, это может казаться непростой задачей. Однако начните с простого — изучите предмет отрасли, то есть сферу регулирования, поймите, какие вопросы она затрагивает; посмотрите, какие субъекты участвуют в правоотношениях, какие особые требования к ним предъявляются. Можно составить небольшую таблицу.

Обратите внимание на особые категории субъектов, ведь зачастую на них делают упор в задачах. Кто к ним может относиться? В трудовом праве это категории работников, для которых предусмотрены особые условия труда: несовершеннолетние, беременные женщины и женщины с детьми, работники, с которыми заключён срочный трудовой договор; в семейном праве — несовершеннолетние дети; в гражданском праве — недееспособные и ограниченно дееспособные лица, например, несовершеннолетние, которые вправе совершать некоторые действия и заключать некоторые сделки лишь с согласия родителей (опекунов, попечителей) и т. д.

Четвёртый этап

После изучения основной информации можно углубиться в изучение отраслей права.

Лучшим «учебником» в таком случае становятся кодексы и иные федеральные законы. Конечно же, не забывайте про Конституцию Российской Федерации. Во-первых, на знание её положений встречаются отдельные задания, а во-вторых, это основной закон нашего государства, являющийся фундаментом остальных отраслей права. Особое внимание следует обратить на главу 2 Конституции, где описаны основные права и свободы человека, а также на статьи, в которых описываются сферы ведения Российской Федерации и её субъектов, а также разграничиваются полномочия Государственной думы и Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации.

Однако не забывайте, что в олимпиаде по обществознанию может встретиться задача на любую отрасль права, а значит, может оказаться более полезным и эффективным знание основ многих отраслей, чем глубокое знание только одной из них. В изучении такого объёмного материала вам всегда поможет кафедра обществознания АПО.

Дата публикации: 18 декабря 2024