Ключевые мысли книги «Технополия: сдача Культуры Технологиям» Нила Постмана


Нил Постман за свою жизнь опубликовал 18 книг. Сегодня говорим об одной из знаковых работ под названием «Технополия: сдача Культуры Технологиям» 1992 года.

Книга  «Технополия: сдача Культуры Технологиям» (Technopoly, The surrender of culture to technology) вышла в 1992 году. Постман определяет «Технополию» — центральный феномен произведения — как общество, которое видит «первичной, если не единственной, целью человеческого труда и мысли производительность, и идею о том, что технический расчет по всем параметрам превосходит человеческие суждения <…> и что делами людей лучше всего руководят эксперты». Единственным примером такой технополии, по мнению Постмана, выступают США.

Технополия — это состояние государства, в котором технология занимает настолько главенствующее место, что культура ищет любые решения в технологии и подчиняется ей. Нил Постман подчеркивает, что США переполнены «технофилами», которые не видят недостатков в технологиях.

Постоянно увеличивающийся объем информации привел к тому, что она «приобрела форму мусора, и не только не дает ответов на самые фундаментальные человеческие вопросы, но едва ли полезна даже в последовательном решении рутинных проблем». Поэтому необходимо параллельно технологиям развивать систему образование и вовлекать население в социальную повестку реальности, чтобы «люди использовали технологии, а не наоборот».

Как правило, все технологии приводят к появлению выигравших и проигравших от их и изменению баланса сил, существовавшего до этого. Чаще всего неизвестно, как та или иная технология повлияет на существующую структуру, пока не произойдет внедрение и адаптация. Эффект от появления технологии может быть обратный тому, на который рассчитывал ее изобретатель. Например, изобретение книгопечатного станка Гутенбергом, которое привело к религиозной реформации, хотя сам Гутенберг был убежденным католиком.

Стоит отметить, что появление новой технологии полностью меняет мир, а не дополняет его. Например, появление письма привело к перестройке существующих государственных структур. Там, где адаптируется что-то новое, может не остаться места старому.

Нил Постман предлагает разделить развитие культуры на три периода: период инструментов, период технократии и технополию. Автор рассуждает о том, что каждый из этих периодов значит и как они сменялись в западной истории.

В период инструментов (tool using culture) технологии рассматриваются строго в призме решения каких-то прикладных задач. Они не пытаются изменить уклад остальных сфер жизни — традиций, религии, социальной структуры, политики. Наоборот, все это и направляет развитие технологий. Например, христианство определяет структуру общественной морали, на которую ориентируются люди.

Прогресс не стоит на месте, ученые делают открытия, но они не определяют жизненный уклад. Это не значит, что технологии не могут поменять такое общество, однако главенствующее место будет занимать что-то другое. В Западной Европе конец этого периода обозначился изобретением нескольких механических часов, книгопечатания и телескопа. Последний отмечается как самый важный, поскольку он подорвал авторитет христианства и его монополию на правду. Оказалось, что мир не вращается вокруг Земли. Дальнейшее развитие науки привело к появлению двух противоборствующих сфер — религиозной и технической, у первой из которых сохранялось право на моральные истины, но все остальное уже было уделом науки.

Технократия — это период развития общества, когда есть постоянный запрос на новые изобретения. Они играют большую роль в обществе, но при этом сохраняется влияние традиций и религии — они существуют параллельно друг другу. Например, в США XIX века существовали сильные институты традиции, семьи, религии. Технократия была против этих ценностей, но еще не была способна полностью их уничтожить.

После технократии наступает период технополии, когда кроме технологии не остается ничего, она развивается бесконтрольно. По словам автора, в Америке технополия появилась в начале ХХ века с началом применения научного менеджмента по Тейлору (Taylor — scientific management). Именно тогда определились первые принципы технополии: главная и единственная цель труда и мысли — эффективность. Технический расчет всегда первичен по отношение к человеческому мнению. Человеческому суждению вообще нельзя доверять — оно субъективно, усложнено. Если что-то нельзя измерить, то этого либо нет, либо в нем нет ценности.

В заключение автор предлагает свое видение борьбы с технополией. В предложенную стратегию входят следующие положения:

  • Любой предмет в школе должен не только учить чему-то, но и обязательно давать исторический контекст, объяснять последствия изобретения
  • Детей нужно приобщать в классической литературе и искусству западной цивилизации
  • В школы нужно вернуть религиозное образование, но не об одной конкретной религии, а о разных религиях и конфессиях
  • В школах нужно ввести семантику. Детей нужно учить, что слова — это не просто слова: каждое утверждение несет также идеологическую нагрузку
  • В качестве морального ориентира у детей должен быть технический прогресс обязательно в контексте гуманизма

В результате должно появиться поколение людей, которые видят вещи в историческом контексте, смотрят на мир критически и могут активно реагировать на изменения.