Иван Куницын
Преподаватель кафедры обществознания АПО
Победитель «Высшей пробы» по обществознанию, социологии и политологии
Что такое перечневые олимпиады?
Большинство начинающих олимпиадников сталкиваются с вопросом о том, в каких интеллектуальных соревнованиях участвовать, чтобы поступить в вуз мечты. Хорошая возможность попробовать свои силы — перечневые олимпиады, которые проводятся в основном российскими вузами.
Их главные особенности:
- каждое состязание отражает специфику конкретного учебного заведения и проверяет те компетенции, которые вуз хочет видеть у своих абитуриентов;
- дает возможность поступить на льготных основаниях;
- предоставляемые льготы нужно подтвердить, набрав 75 баллов на ЕГЭ по профильному предмету олимпиады.
Специфика «Высшей пробы»
Среди перечневых олимпиад особенно выделяются олимпиады ведущих вузов страны: «Ломоносов» (МГУ), «Высшая проба» (ВШЭ), Олимпиада школьников РАНХиГС и Олимпиада РГГУ для школьников. В перечневых олимпиадах встречаются не только традиционные профили, совпадающие со школьными предметами, но и более узкие направления: например, к олимпиадам по обществознанию можно отнести еще и олимпиады по политологии, социологии, праву, экономике, философии и даже международным отношениям.
Сегодня мы остановимся на одной из самых популярных среди школьников олимпиад — «Высшей пробе».
Обществознание
«Высшая проба» по обществознанию — самая популярная социально-гуманитарная олимпиада ВШЭ. До недавнего времени она состояла из большого текста и ряда заданий к нему, однако в прошлом году ее формат был изменен. Теперь олимпиада состоит из одиннадцати заданий: пяти вопросов на понимание основных обществоведческих дисциплин (философии, социологии, политологии, экономики и права), пяти вопросов на рассуждение по тем же дисциплинам и одного вопроса-резюме. Вопросы располагаются последовательно.
В начале участнику олимпиады предлагается обществоведческое понятие, специфику которого нужно раскрыть с позиций философии, социологии, политологии, экономики и права. При этом отвечать на вопросы олимпиады необходимо с учетом анализа предложенных (совсем небольших) отрывков текста.
Главный секрет успешного написания этой олимпиады — развитый навык анализа текста. Это умение необходимо для того, чтобы грамотно перевести научный текст с обилием сложных терминов на понятный для себя язык. Затем, проанализировав позицию автора, сформулировать собственный ответ на поставленный вопрос. Организаторы «Высшей пробы» на одном из вебинаров отдельно отмечали, что они намеренно берут очень сложные материалы для анализа, чтобы участники проявили свои способности восприятия научного текста, которые необходимы для победы в олимпиаде и дальнейшего обучения в вузе.
Если говорить о первом типе заданий — вопросах на понимание, — то они зачастую требуют не слишком объемного, но достаточно точного ответа, который необходимо сформулировать, опираясь на предложенный отрывок текста или цитату. При этом ответ на поставленный вопрос требует от участников не только понимания написанного, но и умения дать развернутую интерпретацию отрывка. Прямого ответа на поставленный в олимпиадном задании вопрос в самом тексте мы, конечно, не найдем, однако наверняка в нем содержатся зацепки, которые помогут сформулировать грамотный ответ.
В заданиях на рассуждение требуется уже полноценный анализ подготовленного составителями олимпиады текста. В ответе на этот тип заданий нужно продемонстрировать очень глубокие размышления, в том числе на основе существующих обществоведческих теорий и социально-гуманитарных концепций. Простой опоры на приведенные материалы не хватит. Необходимо не только проинтерпретировать текст, но и выразить собственное мнение, основанное на глубоком знании истории идей и понимании социальных процессов.
Резюме должно содержать не менее 250 слов и обобщать вашу позицию по вопросам, которым было посвящено предыдущее задание. Для его написания необходимо выделить основную проблему, объединяющую все отрывки текстов выше, и сформулировать свое отношение к тезисам их авторов. В ответе, пользуясь обществоведческими терминами, необходимо показать, как ранее высказанные аргументы по каждому вопросу на рассуждение выстраиваются в единую смысловую линию. Завершить свой ответ необходимо пятью определениями основного понятия (данного, напомним, в начале олимпиады) с точки зрения философии, социологии, политологии, экономики и права. При этом резюме не должно содержать новых аргументов или быть простым перечислением идей, приведенных вами в ответах на вопросы ранее.
Социология
«Высшая проба» по социологии также отличается разнообразием форматов заданий. Первый из них — эссе, которое дает целых 50 баллов. Оно пишется на основе цитаты, подготовленной составителями олимпиады. При написании необходимо, во-первых, верно проанализировать приведенную цитату, дать ее интерпретацию и уже затем, сформулировав свое отношение к ней (макротезис), приступить к написанию основной части вашего эссе. Во-вторых, крайне важно ссылаться на максимально возможное количество социологических теорий и исследований, связанных с темой вашего эссе. Обратите внимание: в повествовании приветствуется междисциплинарный подход, а не только использование социологической проблематики. Проверяющие всегда поощряют размышления из области экономики, политологии и других смежных дисциплин.
Второе задание представляет собой небольшой текст теоретика социологии и несколько вопросов к нему. Чтобы справиться с ним на максимальное количество баллов, следует подчеркивать главные мысли автора и выписывать свои идеи по ходу чтения отрывка. Это поможет легко проанализировать отрывок и ответить на поставленные вопросы. Один из самых важных пунктов в задании — формулирование основной мысли текста. Во время его выполнения нужно соблюдать осторожность и не спутать собственные мысли с идеями автора. Отметим, что и в этом задании очень важно упоминать как можно больше социологических теорий, и, если вы понимаете, что мысль в тексте похожа на позицию другого теоретика социологии, об этом необходимо упомянуть с приведением концепции и имени этого ученого. В задании могут попросить сформулировать и описать собственную позицию по поставленной проблеме. Ее формулировка должна быть четкой и отражать уникальность ваших идей (они не должны слово в слово повторять мнение автора текста).
Третье задание представляет собой анализ статистики. Оно встречается во многих олимпиадах, в частности, во ВсОШ. При описании статистики важно, с одной стороны, опираться исключительно на приведенные в задании данные, а с другой — вспоминать, какие теории она подтверждает, и по мере возможностей добавлять в описание связанные с ней теоретические концепции и терминологию.
Четвертое задание в олимпиаде по социологии, на наш взгляд, самое интересное: с точки зрения социологии требуется описать некоторую вымышленную ситуацию с приведением различных терминов и теорий. Иными словами, ситуацию необходимо рассмотреть с разных сторон и увидеть в ней как можно больше социологических явлений. От участников олимпиады требуется умение переходить от конкретной социальной ситуации к научной абстракции. Здесь полет вашей фантазии ограничивается только временем олимпиады, которая длится 150 минут.
Политология
Первое задание олимпиады — эссе — практически дублирует по формату первое задание «Высшей пробы» по социологии. В нем предлагается проанализировать цитату и изложить свое отношение к поднимаемой проблеме. При написании эссе все так же важно упоминание теоретических подходов к теме и, как и в олимпиаде по социологии, приветствуется междисциплинарность. Необходимо также приводить конкретные примеры из реальной мировой политики и истории, осмысляя их с точки зрения политологии, — это значительно повысит ваш балл.
Второе задание заключается в исправлении ошибок в тексте. Их, как правило, пять. За каждую найденную ошибку дают по баллу, а за каждое правильное исправление — еще по одному. В сумме задание может принести 10 баллов. Главный совет для выполнения задания: вычеркивайте предложения, в которых точно есть ошибки, а после, если пять найти не получилось, пытайтесь предположить, какие из оставшихся предложений неверные. Помните, что даже за просто отмеченную ошибку без исправления тоже дают баллы!
Третье задание предполагает работу с изображением. При его выполнении вам просто необходимо вспомнить все известные политологические теории и постараться понять, что зашифровано в изображении. Как ни странно, в этом задании могут пригодиться знания математического аппарата политологии, поэтому при подготовке к олимпиаде обязательно изучите основы статистики, нормальное распределение, хи-квадрат, коэффициенты корреляции и другие подобные темы.
В четвертом задании участникам необходимо вставить в текст пропущенные термины или фамилии теоретиков. Чтобы решить его, необходимо вспомнить все теории, которые связаны с темой текста. Сама тема легко вычленяется из контекста. Иногда окружающий пропущенное слово контекст также помогает выявить термин.
Пятое задание подразумевает работу с текстом. Участникам олимпиады необходимо ответить на вопросы, которые проверяют понимание авторских идей, умение их проинтерпретировать и порассуждать о предложенной проблеме. Задание очень похоже на второе задание олимпиады по социологии, поэтому подробно останавливаться на нем не будем.
Последнее, шестое, задание олимпиады подразумевает анализ политического кейса из истории или современности. Оно достаточно важное, потому что дает целых 20 баллов. Задание проверяет умение работать с конкретными источниками, проводить аналогии с политическими событиями разных исторических периодов, рассуждать на абстрактном (теоретическом) уровне, приводить примеры и аргументировать собственную точку зрения. Это одно из самых сложных заданий олимпиады.
Философия
«Высшая проба» по философии состоит всего из трех заданий и представляет собой погружение сразу в несколько сфер философии. Первое задание называется «Письмо философу» и несколько отличается от классического эссе, знакомого нам по другим олимпиадам. Оно строится по принципам обычного бумажного письма, аналог которому, наверное, все учились писать на уроках английского (или другого иностранного языка) в школе. В самом задании участникам олимпиады необходимо проанализировать обращенное к ним «письмо» именитого философа, которое содержит краткую выдержку его позиции по некоторым темам, а также несколько вопросов, ответы на которые необходимо дать в обратном письме. Таким образом, наша задача — написать ответное письмо, раскрывая все необходимые философские вопросы и при этом учитывая стилистику жанра. Критерии оценивания работы подразумевают выставление баллов даже за формальные аспекты письма: например, за обращение к философу по имени в начале и в конце. Также важно постараться вспомнить всех известных вам философов, на теории которых можно указать собеседнику, и постараться раскрыть тему с точки зрения максимального количества философских концепций и подходов.
Второе задание олимпиады — это этический кейс, в котором необходимо рассмотреть этическую дилемму с точки зрения различных концепций. Нам необходимо выбрать лишь одну концепцию и выразить свою позицию относительно проблемы, руководствуясь ее положениями, а после этого написать ряд контраргументов других этических течений по отношению к нашему выбору. Анализ кейса нужно завершить выводом, резюмирующим информацию о том, каким образом различные этические подходы решили бы дилемму, приведенную в задании. Мы советуем вам использовать такие этические концепции, как этика долга И. Канта, этика утилитаризма И. Бентама и Дж. С. Миля, этика долга Аристотеля, этика Ницше и другие.
Последнее задание в «Высшей пробе» по философии — логическая задача. Форматы задач могут быть разными, однако чаще всего встречаются задания на исключение уникального, которые решаются методом вычеркивания, и задания на соотнесение, для решения которых необходимо построить таблицу. При подготовке к олимпиаде обязательно ознакомьтесь с вариантами заданий прошлых лет и порешайте их. Даже если вы не любите логику, подобные задачи начнут получаться спустя несколько часов практики, а впоследствии вы сможете тратить на них совсем немного времени и решать безошибочно.
Право
Эта олимпиада состоит из двух частей. Первая — содержит короткие задания по теории государства и права (ТГП). В этой части составители могут попросить привести примеры некоторого правового явления (например, презумпций в уголовном законодательстве или существенных условий договора). В этой части участникам олимпиады также необходимо ответить на тестовый вопрос и аргументировать свой ответ с точки зрения ТГП, продемонстрировав при этом специфику конкретного правопонимания и умение выстраивать правильную аргументацию.
Вторая часть олимпиады состоит из юридических кейсов (т. е. конкретных правовых задач). Первый кейс — традиционно самый интересный и нестандартный: участникам необходимо самостоятельно составить правовую задачу, используя предложенные условия. Далее следуют еще семь юридических кейсов классического формата — в них уже заданную ситуацию необходимо проанализировать с точки зрения современного российского законодательства.
Едва ли здесь можно придумать какие-то лайфхаки, за исключением знания ТГП и основных российских нормативно-правовых актов. Самые важные кодексы, которые мы советуем повторить: гражданский, трудовой, семейный, уголовный, административный, а также процессуальные. Они встречаются чаще всего. Тем не менее простое чтение кодексов не всегда дает желаемый результат, поэтому лучше всего начать с изучения принципов функционирования каждой отрасли права и решать как можно больше юридических кейсов, чтобы приобрести необходимый опыт и сноровку.
Международные отношения
«Высшая проба» по международным отношениям — одна из самых новых олимпиад ВШЭ: ей всего два года. Она состоит из двух заданий, за которые максимально можно получить 100 баллов.
Первое задание представляет собой анализ кейса по международным отношениям и дает 30 баллов. Задание предлагает описание некоторой международной проблемы и связанные с ней сопровождающие материалы — таблички и/или графики. Для решения кейса необходимы продвинутые аналитические навыки, а также умение сравнивать большие объемы информации и аргументировать свое мнение на основе представленных данных.
Следующее (и заключительное) задание — эссе, дающее 70 баллов. На самом деле структура эссе будет очень похожа на эссе по социологии и политологии. Разве что тема дается на выбор из трех предложенных. При написании эссе важно учитывать все критерии: грамотный и связанный текст, академический стиль изложения, корректное и уместное использование терминов и понятий, четко прослеживаемая логика рассуждения, полнота раскрытия темы и другие. Полный список критериев можно посмотреть на сайте олимпиады. При написании эссе рекомендуется также обращаться к теории международных отношений и анализировать проблему с точки зрения основных ее направлений — реализма, либерализма и марксизма.
Советы для написания «Высшей пробы»
Вот мы и обсудили все главные для обществоведов направления социально-гуманитарного профиля «Высшей пробы». Завершим рассказ списком советов, которые помогут вам победить в каждой из этих олимпиад.
- Необходимо знать как можно больше теоретиков и их теорий для того, чтобы упоминать их во всех заданиях. Чем больше знаний удастся показать в вашей работе, тем выше балл вы потенциально сможете получить.
- Все олимпиады длятся не более трех часов — на задания дается критически мало времени. Не стоит тратить ни одной минуты на лишние размышления и сомнения или, как многие любят, прописывать все ответы на черновиках. Необходимо писать постоянно и сразу в чистовик.
- Никогда не оставляйте в работе пустые места. Даже если вы не знаете, о чем вас спрашивают в задании, или никогда не слышали о такой теории — попробуйте предположить. Это даст вам возможность получить хотя бы часть баллов, и затем на апелляции, если ваш ответ будет близок к правильному, баллы можно будет еще и повысить, даже если изначально вы не ориентировались в теме задания.
- Безусловно, вам очень помогут навык быстрого чтения и умение логично строить свой текст с опорой на грамотную аргументацию. Без этого олимпиады по социальным наукам не выиграть.
Желаем вам олимпиадных успехов!
Дата публикации: 5 августа 2024