Как писать анализ на Всероссийской олимпиаде школьников по литературе?


Перед вами текст. Неважно, маленький или большой, проза или поэзия, главное — не паниковать и внимательно его прочитать, в процессе выделяя все необычные моменты, за которые зацепился глаз. Совсем необязательно, что всё отмеченное понадобится вам при анализе, возможно, полезным окажется лишь половина наблюдений, однако к этому моменту у вас уже будет материал, на который можно опереться.

Каждый текст индивидуален, поэтому не существует готового шаблона анализа. Но есть элементы, на которые стоило бы обратить внимание и в связи с которыми было бы полезно задать себе несколько вопросов.

Заглавие

  1. Почему текст называется именно так?
  2. Какое у него заглавие: персонажное (то есть указывается имя героя, обозначение черты его характера, профессии, должности), местоуказывающее (определяющее топографию текста или наиболее существенных его эпизодов), временное, ситуационное (обозначающее организующую произведение ситуацию), предметное (концентрирующееся на детали), формоуказывающее (отражающее жанр, тип или способ повествования), обобщенное (отражающее какое-то свойство или социальное явление), непосредственно-оценочное?

Жанр

  1. Есть ли у текста определенный жанр?
  2. Возможно, присутствует смешение жанров?
  3. Если у текста есть жанровая характеристика, как это помогает его понять, не является ли он пародией или отсылкой на конкретные тексты этого жанра?

Композиция

  1. Можно ли разделить текст на части, если да, то как они соотносятся между собой?
  2. Делится ли текст на экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку или что-то отсутствует? Если да, то как это влияет на текст? Например, уничтожение кульминации сразу расставляет акценты в тексте непривычным образом.
  3. Какого вида композиция перед вами: линейная, кольцевая, параллельная, трансформационная с задержанной экспозицией или мнимой кульминацией или монтажная, когда уничтожается фабула и герои и остается лишь монтаж анонимных голосов?
  4. Есть ли вставной эпизод (например, вводная новелла)?
  5. Почему начало и финал именно такие?

Герои

  1. Кто является главным героем, а кто второстепенными? Есть ли эпизодические и внесценические персонажи, зачем они нужны в тексте?
  2. Есть ли между героями какое-то противостояние? Делятся ли они на положительных и отрицательных? (Однозначные этические характеристики могут отнести текст к определенным жанрам — сказке или классицистической комедии.)
  3. Напоминают ли герои кого-то: исторических лиц, персонажей других текстов, вечные или фольклорные образы? Если да, то в чем смысл такого сходства?
  4. Существует ли какая-то загадка в их именах (нейтральные ли они, звуковые или говорящие)? А если имена не указываются, то почему так?
  5. Обладают ли персонажи портретными характеристиками?
  6. Что можно сказать о речи персонажей? Является ли она частью их индивидуальной характеристики?
  7. Если перед вами лирический текст, попробуйте определить, есть ли в нем вообще лирический герой, или перед вами лирический субъект.

Хронотоп

  1. Можно ли выделить в тексте четкие категории времени и пространства?
  2. Противопоставлены ли отрезки времени или отдельные локусы друг другу? (Например, в поэзии А.А. Блока героиня, Прекрасная дама, часто оказывается связана с небесным пространством, а герой — с земным.)
  3. Равномерно ли течет время?
  4. Направлен ли текст в будущее или прошлое?
  5. Есть ли в тексте пространство, характеризующее героев (например, внутреннее убранство дома)?
  6. Нельзя ли проанализировать категории пространства в связи с фольклорными положениями (дом — как свое пространство, овраг — как чужое)?

Годы написания

  1. Связаны ли годы написания с определенным историческим событием, которое контекстуально оказывается важным для понимания текста (война, революция, НЭП, эпоха оттепели и т. д.)?
  2. Происходило ли в жизни автора что-то существенное в эти годы?
  3. Делят ли творчество автора на периоды? Если да, то какие характерные особенности определенного периода текст отражает?

Эпиграф (если есть)

  1. Что дает вам эпиграф при анализе? Что он подчеркивает (это может быть образ, мотив, ситуация, ключевая мысль)?
  2. Что связывает анализируемый текст и произведение, строки из которого вынесены в эпиграф?
  3. Не придуман ли эпиграф автором анализируемого текста с целью мистификации / игры с читателем?

Языковой уровень

  1. Синтаксические особенности. Есть ли в тексте интересные синтаксические конструкции (парцелляция, длинные предложения, инверсия)? Зачем они нужны?
  2. Лексические особенности. Как стилистически окрашена лексика в тексте (встречаются ли канцеляризмы, просторечная, жаргонная, научная, возвышенная лексика)? Кто использует эту лексику (один из героев или нарратор)? Зачем нужны слова в переносном значении?
  3. Морфологические особенности. Можно ли сказать что-то интересное о частях речи, которые выбирает автор? Какая часть речи преобладает?
  4. Фонетические особенности. Какую роль играют аллитерация и ассонанс, если они есть? Есть ли звукоподражание?

Если перед вами лирика, стоит задать себе дополнительные вопросы:

  1. К какой системе стихосложения относится текст (силлабической, тонической или силлабо-тонической)? Есть ли в выбранном размере, будь это акцентный стих или пятистопный хорей, отсылка к конкретному произведению или жанру?
  2. Можно ли в этом случае говорить о семантическом ореоле метра (то есть об определенных смыслах, исторически закрепленных за определенными размерами)?
  3. Есть ли противоречие на уровне ритма? Как размер дополняет смысл стихотворения или, напротив, противоречит смыслу и почему? Есть ли моменты, где размер «ломается»? На что это работает? 
  4. Почему выбрана та или иная рифмовка (парная, перекрестная, кольцевая)? Можно ли назвать рифму точной?
  5. Какую роль играют клаузулы? Зачем использованы анжамбеманы, если они есть?

Конечно, необязательно говорить обо всем, что указано здесь. Это лишь поможет вам увидеть то, что можно использовать. В процессе составления плана анализа вы поймете, что вам необходимо и как связать наблюдения между собой, чтобы выстроить внутреннюю логику. План может меняться, но он необходим вам для структурирования.

Но остается самый важный вопрос: как написать свой ответ? 

Во-первых, старайтесь сохранять композиционную стройность (для этого вам нужен был план!) и стилистическую однородность вашего текста. Всеми силами избегайте канцеляризмов, например слова «данный», характерного для административного-канцелярского стиля. Замените его на слово «этот». 

Во-вторых, используйте литературоведческую терминологию, при этом искусственно не усложняя свой текст. Не пишите слово «анжамбеман», просто чтобы его написать, если вам нечего о нем сказать. 

В-третьих, обращайтесь к фоновому материалу из области культуры и литературы, только если вам это необходимо: не вдавайтесь в огромные рассуждения об эпохе Серебряного века просто потому, что знаете, что это такое, не говорите, когда автор родился и умер, если не вводите текст в исторический и биографический контекст. И, конечно, не нужно писать о собственном опыте: анализ не подразумевает формата историй из жизни.

В-четвертых, осторожно интерпретируйте текст, избегайте бескомпромиссных и оценочных суждений, не стремитесь четко ответить на вопрос «Что хотел сказать автор?», чтобы избежать фактических ошибок. Каждую свою идею о связи текста с каким-то контекстом подкрепляйте хотя бы двумя доказательствами, чтобы не быть голословными (если, конечно, речь не идет о дословной цитате).

В-пятых, старайтесь отслеживать свои речевые, грамматические и пунктуационные ошибки, так как это тоже оценивается при подсчете баллов.

Кроме того, получайте удовольствие! Мы желаем вам в этом удачи.