Как готовиться к олимпиадам по истории?

Олимпиады по любому предмету школьной программы требуют от участников как глубоких теоретических знаний своего предмета, так и развитого аналитического мышления. История в этом смысле не исключение. И все же подготовка к олимпиадам по истории, как и форматы олимпиадных заданий, имеет свои особенности


Успешное выступление на олимпиадах по истории требует фундаментальных знаний по отечественной истории с древности до наших дней, а также контекстных знаний всемирной истории в ее связи с отечественной. Помимо этого, в олимпиадах по истории почти всегда можно встретить 2 типа объемных заданий с относительно устойчивым форматом. 

Первый (историческое эссе) подразумевает написание небольшого аналитического сочинения по определенной проблеме, которая может быть как выражена прямо (в перечневых олимпиадах), так и заключаться внутри высказывания какого-либо исторического деятеля или ученого-историка (ВсОШ). 

Второй (исследовательский проект) ориентирован на аналитическую работу с историческим источником (это могут быть текст, карты, статистические данные и т. д.). Такое задание требует от участников ответов на поставленные к источнику вопросы с обязательной привязкой к приведенному для работы материалу и привлечением сопутствующих контекстных знаний. 

Естественно, такие навыки нужно тренировать и оттачивать. Как наиболее эффективно выстроить подготовку к олимпиадам по истории — читайте в нашей статье.

Первые шаги

Возможно, некоторым начинающим олимпиадникам это покажется странным, но базой для вхождения в олимпиадную историю является школьный курс. Без прочного знания материала программы по истории за класс выступления и предыдущие годы успех на олимпиаде невозможен. 

Поэтому первый совет: читайте учебники! В них изложен необходимый минимум фактов, усвоение которых вы можете проверить по дополнительным вопросам и заданиям после каждого параграфа. Для первичного погружения в материал советуем вам использовать учебники за авторством А.Н. Сахарова, В.И. Буганова, П.Н. Зырянова, В.А. Шестакова, Н.В. Загладина за 10–11 классы (сейчас в школах не используются, но их легко найти в сети). Кроме того, вам поможет бессмертная классика — пособие для поступающих в вузы А.С. Орлова, которое уже почти полвека считается одним из лучших источников по отечественной истории для повторения.

В чем достоинства этих материалов? Во-первых, в фактической полноте — их материала вам действительно хватит для успешного выступления на школьном и муниципальном этапах ВсОШ. Во-вторых, в доступности изложения — учебники рассчитаны на школьников и написаны понятным, а порой и очень красочным языком при сохранении научности текста.

Для более глубокого погружения на начальном этапе советуем вам также трехтомное пособие для поступающих в вузы за авторством преподавателей МГИМО под редакцией В.И. Уколовой (более известное как «учебник Т.В. Черниковой» — одного из авторов пособия). Изложение в этом пособии имеет те же достоинства, что и в перечисленных выше школьных учебниках, но отличается более углубленным характером анализа. Этого пособия вам точно хватит уже на уровне регионального этапа.

Естественно, нельзя забывать и о других материалах и ресурсах. На первых шагах хорошо читать научно-популярную и справочную литературу по истории (например, книги серий «Жизнь замечательных людей», Historia Rossica, «Что такое Россия?» и т. д.), а также смотреть научно-популярные фильмы и лекции по истории (например, документальные сериалы от StarMedia, лекции цикла «Исторические субботы» и т. д.).

Путь к совершенству

Все описанные выше элементы — это только первые шаги в олимпиадной истории, которые помогут сформировать крепкую базу знаний. Дальше идут знания углубленного уровня, выходящие за рамки школьной программы.

В первую очередь нам с вами придется заглянуть в «исследовательскую лабораторию» ученого-историка: овладеть методами научного анализа исторических источников различных типов и видов, познакомиться с основами историографии, получить представление о вспомогательных исторических дисциплинах.

Анализом исторических источников, построением их типологий и классификаций занимается специальная дисциплина — источниковедение. Знание ее основ поможет нам разобраться, какие методы применять к анализу конкретного исторического источника и чего от него ждать. Источник — это свидетель, а историк — следователь. Можно сколько угодно расспрашивать свидетеля о чем угодно, но откликнется он только на те вопросы, ответ на которые знает. В этом и заключается искусство историка — знать, какой вопрос задать нашему «свидетелю», чтобы получить на него максимально полный ответ.

Что такое историография? Вообще, это «история развития исторической науки», она изучает то, как менялись представления человечества о прошлом в целом и об отдельных его аспектах. Историография — это сложная дисциплина, которую изучают на исторических факультетах, иногда в течение нескольких лет. Попробуем разобраться, зачем же она необходима школьнику-олимпиаднику.

Во-первых, с прагматической точки зрения: при оценке исторического эссе существует критерий, связанный с использованием участником точек зрения историков и современников в работе. Это необходимо, чтобы показать: вы не только знаете факты, но и понимаете, что думали об исследуемой вами в эссе проблеме современники указанных событий (это можно найти при чтении исторических источников) и ученые-историки (а вот это уже историография!).

Во-вторых, чтение работ историков-профессионалов как раз полезно в методическом плане, ведь именно оно позволяет на практике посмотреть, как они работают со своими историческими источниками, какие методы применяют, как «допрашивают своих свидетелей». Учиться у лучших — прекрасная возможность развить эрудицию и выйти за рамки школьной программы. 

И здесь мы подходим к важному моменту: как на первых порах знакомства с такой сложной дисциплиной школьнику определить, какие книги стоит читать, а какие нет? 

На самом деле это делается довольно просто. Хорошие научно-популярные книги заслуженных авторов-ученых зачастую издаются в рамках книжных серий в крупных издательствах (например, «Новое литературное обозрение» и т. д.). На этапе подбора литературы мы рекомендуем ознакомиться с общими сведениями об авторе: кто он, где работает, какими проблемами занимается, имеет ли ученую степень. Это поможет вам понять, насколько признанным является его авторитет в конкретных вопросах и нужно ли читать его работы. Например, связь автора с каким-либо крупным научным институтом РАН или историческим факультетом крупного университета является в большинстве случаев гарантией качества исследования. 

Еще один совет, который работает в большинстве случае, хотя и не всегда: хорошая научная или научно-популярная книга никогда не будет носить кричащего разоблачительного названия (вроде «Первая научная история…»). Название может быть громким, цепляющим, но не провокационным, ведь речь о результате научных изысканий, а не о газетном заголовке.

В совокупности эти советы помогут вам определить, что стоит читать, а что нет, а также сформируют ваш «вкус» к историческому чтению, который позволит вам обходить стороной провокационные и в большинстве случаев просто ненаучные работы, которых на книжном рынке, к сожалению, довольно много.

И, естественно, этому искусству нужно обучаться на практике. При дальнейшем углублении в олимпиадную историю вам необходимо как можно больше работать с разными источниками, научными работами, применять полученные знания при решении олимпиад.

Помочь в овладении этим мастерством помогут пособия членов ЦПМК ВсОШ по истории — «Историческое эссе» А.А. Талызиной и «Исторический проект» Д.А. Хитрова и др. Вам также помогут вузовские учебники по источниковедению, в которых вы найдете более или менее подробное изложение основ этой дисциплины. Наиболее популярным является учебник И.Н. Данилевского и ряда авторов под редакцией О.Ф. Медушевской, однако есть и другие. А для того, чтобы полнее разобраться в историографии, необходимо читать научную литературу, причем как по истории России вообще (существуют базовые классические работы по отдельным эпохам, которые нужно знать каждому), так и по отдельному периоду, по которому вы будете писать эссе, включая в него точки зрения прочитанных вами авторов.

И, конечно, даже на этом этапе нельзя забывать об углублении фактических знаний. Здесь вам помогут учебники для студентов исторических факультетов. Классика олимпиадного движения — трехтомник за авторством преподавателей исторического факультета МГУ под редакцией Л.В. Милова — считается одним из наиболее полных изложений отечественной истории в учебной литературе. Учебник создан в рамках единой авторской концепции, однако разные разделы написаны с разной степенью доступности изложения. В целом учебник непростой, но его материала в фактическом отношении вам хватит до заключительного этапа ВсОШ. Есть также и другие учебники по отдельным периодам отечественной истории, изданные МГУ («История России с древнейших времен до конца XVIII века» (редактор Б.Н. Флоря) и «История России XIX — начала XX в.» (редактор В.А. Федоров)), СПбГУ (учебник по новейшей истории России, редактор М.В. Ходяков), МПГУ (учебник, также посвященный новейшей отечественной истории, редактор Э.М. Щагин).

Работая со сложными текстами вузовских учебников и научных монографий, не пренебрегайте конспектированием и переработкой текста в более абстрактные формы (планы, схемы, таблицы и т. п.) — так вы запомните материал гораздо лучше, чем просто прочитав текст, а также сможете в любой момент вернуться к нему и освежить его в памяти.

Заключение

Несмотря на то, что наши советы могли показаться вам сложными, мы призываем вас помнить: история — это не только и не столько школьный предмет, олимпиады, экзамены и прочее. История — это огромная интереснейшая наука о прошлом человечества и во многом о нас самих. Углубляясь в источники, литературу и в историческую науку вообще, вы не только узнаете новые факты, научитесь анализировать события, явления, процессы, но и постепенно приблизитесь к пониманию общества и людей прошедших эпох, которые отличались от нас в чем-то очень сильно, а в чем-то — практически ничем. И чем лучше вы научитесь понимать давно умерших и сильно отличающихся от вас людей и их общество, тем лучше вы в какой-то момент начнете понимать и окружающих похожих на вас живых людей и общество, в котором вы живете. В этом — главное глобальное значение исторической науки. И олимпиады по истории дают вам прекрасную возможность к этому прикоснуться и просто получить интеллектуальное удовольствие, а АПО вам в этом поможет!

Дата публикации: 31 октября 2024