Какие есть олимпиады по ОБЖ?

В этом материале разберемся, какие есть уровни и особенности олимпиад по ОБЖ.


Всероссийская олимпиада школьников по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) является одним из самых значимых соревнований для школьников по данному предмету. Она проводится ежегодно и предоставляет участникам возможность проявить свои знания, навыки и умения в области безопасности. В олимпиаде могут участвовать ученики 5–11 классов. 

Олимпиада проходит в несколько этапов. Первый этап — школьный, в рамках которого учащиеся проходят отборочные туры в своих образовательных учреждениях. Следующий этап — муниципальный, где победители школьных этапов соревнуются друг с другом (для учеников 7 класса и старше). Затем идет региональный этап (для учеников 9 класса и старше). Наконец, финальный этап — всероссийский — собирает победителей всех предыдущих этапов для демонстрации своих знаний на национальном уровне.

Задания олимпиады по ОБЖ могут быть разнообразными и включать в себя тесты (выбор одного или нескольких правильных ответов), практические задачи, выполнение ситуационных задач. Вопросы могут касаться тем пожарной безопасности, медицинской помощи, экологии, правил дорожного движения и других аспектов безопасности.

Каждый уровень олимпиады предполагает специфические задания и требования. Например, на школьном этапе учащимся могут предложить выполнить тест по знаниям ОБЖ, решить практическую задачу по оказанию первой помощи или разработать проект по созданию безопасной среды в своем учебном заведении.

На более высоких этапах олимпиады участникам могут задаваться более сложные задачи, требующие глубоких знаний и умений. Это может быть анализ кейсов по безопасности, ориентирование на местности по небесным светилам, тестирование навыков пожаротушения или проведение мероприятий по профилактике аварийных ситуаций.

Время, отводимое на выполнение заданий олимпиады, также может различаться в зависимости от уровня сложности.

Всероссийская олимпиада школьников по ОБЖ — это не только проверка знаний и умений, но и возможность для обучающихся проявить свое логическое и аналитическое мышление, развить навыки индивидуальной работы и самостоятельности в решении проблем. 

Московская олимпиада школьников по комплексной безопасности

Олимпиада проводится для обучающихся 7–8 классов в два этапа. Первый этап — дистанционный (отборочный), проводится в заочной форме. Второй этап — заключительный, проводится в очной форме в соответствии с утвержденным графиком проведения Московской олимпиады школьников, допускает не более 400 человек. Заключительный этап состоит из двух туров: теоретического и практического. Теоретический тур олимпиады по ОБЖ основан на заданиях, разработанных в соответствии с содержанием и предметными результатами учебного предмета ОБЖ, представленными в примерной основной образовательной программе основного общего образования. Кроме того, учитывается кадетская составляющая, включающая вопросы основ начальной военной подготовки и прикладной физической подготовки. Этот тур позволяет оценить уровень теоретических знаний участников олимпиады. Длительность теоретического тура составляет 50 минут.

Практический тур предусматривает выполнение заданий по оказанию первой помощи пострадавшим, по действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях, по выполнению элементов служебно-прикладных и военно-прикладных видов спорта, по начальной военной подготовке и т. д.

Городская олимпиада школьников Санкт-Петербурга по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)

В олимпиаде принимают индивидуальное участие обучающиеся c 6 по 8 класс. Олимпиада проводится в три этапа: школьный, районный (отборочный), региональный (заключительный). Информация размещается на официальном сайте Центра олимпиад СПб ГБНОУ «Академия талантов».

Городское соревнование «Первая помощь»

Олимпиада проводится с целью популяризации массового обучения навыкам оказания первой помощи. К участию в соревновании приглашаются обучающиеся 8–11 классов. Первый (подготовительный) этап проводится в форме мастер-классов по оказанию первой помощи, например по темам «Первая помощь при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения», «Первая помощь при наружных кровотечениях», «Первая помощь при травмах различных областей тела». Заключительный этап проводится в очной форме и состоит из двух туров: теоретического и практического. Теоретический тур предполагает выполнение участниками заданий в письменной форме. Данный тур олимпиады проводится по единым заданиям для возрастной группы 8–11 классов. Время выполнения заданий — 45 минут. Практический тур — это индивидуальное выполнение ситуационных заданий по оказанию первой помощи пострадавшим при следующих неотложных состояниях: отсутствие сознания; остановка дыхания и кровообращения; наружные кровотечения; инородные тела верхних дыхательных путей; травмы различных областей тела; ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения; отморожение и другие эффекты воздействия низких температур; отравления.

Московские городские соревнования «Школа безопасности»

Соревнования проводятся в три этапа: 1-й этап (школьный) — соревнования в рамках образовательной организации, проводятся по параллельным классам. Сроки проведения — октябрь-март. 2-й этап (межрайонный) — соревнования между школьными командами в возрастных группах. Сроки проведения — апрель-май. 3-й этап (городской) — соревнования между командами — победительницами межрайонных этапов, a также командами образовательных организаций дополнительного образования. Сроки проведения — май-июнь. Соревнования проводятся по двум возрастным группам: младшая (возраст участников — 13–14 лет) и старшая (возраст участников — 15–17 лет). На командных соревнованиях должно быть 8 человек в команде, среди них не менее двух девушек. В программу соревнований могут быть включены следующие виды: маршрут выживания; комплексное силовое упражнение; комбинированная пожарная эстафета; кросс-эстафета, 1 км; оказание первой помощи; поисково-спасательные работы; бассейн; поисково-спасательные работы в условиях ЧС техногенного характера; поисково-спасательные работы на акватории; организация быта в полевых условиях; конкурсная программа (визитка, видеоролик, стенгазета и др.).

Участие в подобных соревнованиях способствует формированию комплексного подхода к проблемам безопасности и повышению культуры безопасного поведения как среди школьников, так и среди общества в целом.