Задания с таблицами, диаграммами и графиками на региональном этапе ВсОШ по истории


Анастасия Андреевна Сорокина,
преподаватель кафедры истории АПО

На региональном и заключительном этапах Всероссийской олимпиады школьников по истории всегда встречаются задания, проверяющие навыки работы с количественными данными. Задания с цифрами ежегодно входят в состав тестового тура, но иногда могут стать основой проекта. И почти всегда они вызывают лёгкий шок, страх или даже панику. Но не так страшен чёрт, как его малюют! Кафедра истории АПО расскажет вам об основных принципах работы с подобными заданиями.

Необходимый уровень знаний

Для успешного выполнения заданий с численными показателями нужно знать только основные факты, события и процессы в каждом крупном историческом периоде, то есть разбираться в историческом контексте.

Логическое мышление

В заданиях такого типа важнее логически мыслить: уметь задать к цифрам правильные вопросы и построить причинно-следственную связь на основе исторического контекста.

Внимание к сути задания

Вдумчиво читайте задание, обращая внимание на конкретные требования и формат ответа. 

Составители заданий чаще всего предлагают сопоставить данные с предложенными заголовками (названиями показателей), ответить на вопросы по таблице, диаграмме, графику или внести недостающие данные (например, указана разная площадь приобретённой территории — нужно написать, в какие годы были сделаны эти территориальные приобретения России).

Массовые данные — большие числа

Большинство заданий с цифрами построены на основе статистики (массовых данных). Предполагается, что вы увидите ситуацию в целом (в момент времени или в динамике) и выделите значимые тенденции и/или крупные отклонения

Не стоит тратить время и силы на анализ всех мелких изменений и подсчёт больших сумм с точностью до десятых.

Вспомогательные данные

Внимательно изучите заголовки, подписи, легенду, названия строк, столбцов, осей, полей, секторов и так далее.

Особое внимание уделите единицам измерения и размерности показателей, чтобы избежать досадных ошибок. Так, значение в процентах (%) НЕ может быть больше 100, численность войск в Средневековье — измеряться миллионами людей, а траты на содержание императорского двора в XVIII веке — десятками рублей. 

Формат количественных данных

Количественные данные в заданиях могут быть выглядеть как:

  • таблица;
  • диаграмма;
  • график.

Сама форма представления данных заключает в себе информацию, полезную для успешного решения задания. Поэтому разберём особенности каждой формы по отдельности.

Таблица

Табличный формат — первичный способ структурировать числовые данные. Определены названия показателей по горизонтали (в строках) и по вертикали (в столбцах), на их пересечении написаны количественные значения показателей. 

  • При работе с таблицами важно не запутаться в строках и столбцах. Прочитайте их названия. Что их объединяет? В чём различие? Какие понятия значимые, может быть, ключевые для своего периода?
  • Не бойтесь обилия цифр! И не пытайтесь посчитать всё — например, суммировать значения во всех строках, если об этом прямо не просят в задании.
  • Обратите внимание на единицы измерения (рубли, тысячи килограммов, миллионы квадратных километров и так далее), чтобы не потерять разряды при подсчётах.
  • Найдите наибольшее и наименьшее значение показателя. Сколько раз оно встречается? Насколько отличается от остальных?
  • В каком диапазоне сконцентрировано самое большое количество значений?
  • Есть ли пустые ячейки таблицы?

Соотнесите сделанные наблюдения с вашими знаниями об эпохе: фактами, событиями, процессами.

Таблица 1. Ввоз товаров в Россию в 1726 году

Два других формата — диаграмма и график — являются вторым уровнем обобщения количественных данных. Они не только сгруппированы, но и переданы с помощью визуальных средств.

Диаграмма

В заданиях на статистику часто встречаются круговые диаграммы. Предлагается либо ответить на вопросы по содержанию диаграмм, либо сопоставить их с предложенными заголовками. 

На что стоит обратить внимание:

  • Какие секторы самые большие? Сколько их? Какую долю круга занимает каждый?
  • Какую долю круга занимают в сумме самые маленькие секторы? Сопоставимо ли это с размером одного большого сектора?

Если несколько диаграмм характеризуют один исторический объект в разное время:

  • Есть ли секторы с одинаковыми названиями? Меняется ли их размер с течением лет?
  • Исчезают ли секторы? Появляются ли новые?

Подумайте над тем, как исторический контекст (события, процессы) мог повлиять на выявленные статистические детали. 

Этнический состав рабов, продаваемых в Тане (Азов, Золотая Орда) в середине XIV века (диаграмма 2) и в первой половине XV века (диаграмма 1).

График

Как только вы видите график, первая мысль должна быть: «Это динамика!» График всегда показывает изменения: увеличение или уменьшение, рост или падение, ухудшение или улучшение показателей.

Присмотритесь к деталям графика. Задайте себе вопросы:

  • Есть ли названия у вертикальной и горизонтальной оси? Если нет, суть задания в том, чтобы их установить — соотнести с предложенными или определить самостоятельно.
  • Каков «шаг» графика (насколько отличаются друг от друга соседние отметки на оси)?
  • Как изменяется график в целом: плавно или скачкообразно? 
  • Где находятся точки перелома — от увеличения к уменьшению и наоборот?
  • Насколько длинные отрезки роста/падения первого показателя? Каким значениям второго показателя они соответствуют?
  • Есть ли стабильные участки (без изменений одного показателя при росте другого)?
  • Есть ли участки с нулевым значением первого показателя?
  • Где находится точка максимума (наибольшее значение на всём графике), точка минимума (наименьшее)? Точки максимума и минимума встречаются по одному разу?

Попробуйте соотнести ваши наблюдения с историческим контекстом конкретной эпохи. Вспомните события или процессы, которые могли бы соотноситься с установленными вами точками/участками графика.

График 1. Добыча нефти в СССР/России (млн тонн в год).

Дата публикации: 10 декабря 2024