Анастасия Андреевна Сорокина,
преподаватель кафедры истории АПО
На региональном и заключительном этапах Всероссийской олимпиады школьников по истории всегда встречаются задания, проверяющие навыки работы с количественными данными. Задания с цифрами ежегодно входят в состав тестового тура, но иногда могут стать основой проекта. И почти всегда они вызывают лёгкий шок, страх или даже панику. Но не так страшен чёрт, как его малюют! Кафедра истории АПО расскажет вам об основных принципах работы с подобными заданиями.
Необходимый уровень знаний
Для успешного выполнения заданий с численными показателями нужно знать только основные факты, события и процессы в каждом крупном историческом периоде, то есть разбираться в историческом контексте.
Логическое мышление
В заданиях такого типа важнее логически мыслить: уметь задать к цифрам правильные вопросы и построить причинно-следственную связь на основе исторического контекста.
Внимание к сути задания
Вдумчиво читайте задание, обращая внимание на конкретные требования и формат ответа.
Составители заданий чаще всего предлагают сопоставить данные с предложенными заголовками (названиями показателей), ответить на вопросы по таблице, диаграмме, графику или внести недостающие данные (например, указана разная площадь приобретённой территории — нужно написать, в какие годы были сделаны эти территориальные приобретения России).
Массовые данные — большие числа
Большинство заданий с цифрами построены на основе статистики (массовых данных). Предполагается, что вы увидите ситуацию в целом (в момент времени или в динамике) и выделите значимые тенденции и/или крупные отклонения.
Не стоит тратить время и силы на анализ всех мелких изменений и подсчёт больших сумм с точностью до десятых.
Вспомогательные данные
Внимательно изучите заголовки, подписи, легенду, названия строк, столбцов, осей, полей, секторов и так далее.
Особое внимание уделите единицам измерения и размерности показателей, чтобы избежать досадных ошибок. Так, значение в процентах (%) НЕ может быть больше 100, численность войск в Средневековье — измеряться миллионами людей, а траты на содержание императорского двора в XVIII веке — десятками рублей.
Формат количественных данных
Количественные данные в заданиях могут быть выглядеть как:
- таблица;
- диаграмма;
- график.
Сама форма представления данных заключает в себе информацию, полезную для успешного решения задания. Поэтому разберём особенности каждой формы по отдельности.
Таблица
Табличный формат — первичный способ структурировать числовые данные. Определены названия показателей по горизонтали (в строках) и по вертикали (в столбцах), на их пересечении написаны количественные значения показателей.
- При работе с таблицами важно не запутаться в строках и столбцах. Прочитайте их названия. Что их объединяет? В чём различие? Какие понятия значимые, может быть, ключевые для своего периода?
- Не бойтесь обилия цифр! И не пытайтесь посчитать всё — например, суммировать значения во всех строках, если об этом прямо не просят в задании.
- Обратите внимание на единицы измерения (рубли, тысячи килограммов, миллионы квадратных километров и так далее), чтобы не потерять разряды при подсчётах.
- Найдите наибольшее и наименьшее значение показателя. Сколько раз оно встречается? Насколько отличается от остальных?
- В каком диапазоне сконцентрировано самое большое количество значений?
- Есть ли пустые ячейки таблицы?
Соотнесите сделанные наблюдения с вашими знаниями об эпохе: фактами, событиями, процессами.
Таблица 1. Ввоз товаров в Россию в 1726 году
Два других формата — диаграмма и график — являются вторым уровнем обобщения количественных данных. Они не только сгруппированы, но и переданы с помощью визуальных средств.
Диаграмма
В заданиях на статистику часто встречаются круговые диаграммы. Предлагается либо ответить на вопросы по содержанию диаграмм, либо сопоставить их с предложенными заголовками.
На что стоит обратить внимание:
- Какие секторы самые большие? Сколько их? Какую долю круга занимает каждый?
- Какую долю круга занимают в сумме самые маленькие секторы? Сопоставимо ли это с размером одного большого сектора?
Если несколько диаграмм характеризуют один исторический объект в разное время:
- Есть ли секторы с одинаковыми названиями? Меняется ли их размер с течением лет?
- Исчезают ли секторы? Появляются ли новые?
Подумайте над тем, как исторический контекст (события, процессы) мог повлиять на выявленные статистические детали.
Этнический состав рабов, продаваемых в Тане (Азов, Золотая Орда) в середине XIV века (диаграмма 2) и в первой половине XV века (диаграмма 1).
График
Как только вы видите график, первая мысль должна быть: «Это динамика!» График всегда показывает изменения: увеличение или уменьшение, рост или падение, ухудшение или улучшение показателей.
Присмотритесь к деталям графика. Задайте себе вопросы:
- Есть ли названия у вертикальной и горизонтальной оси? Если нет, суть задания в том, чтобы их установить — соотнести с предложенными или определить самостоятельно.
- Каков «шаг» графика (насколько отличаются друг от друга соседние отметки на оси)?
- Как изменяется график в целом: плавно или скачкообразно?
- Где находятся точки перелома — от увеличения к уменьшению и наоборот?
- Насколько длинные отрезки роста/падения первого показателя? Каким значениям второго показателя они соответствуют?
- Есть ли стабильные участки (без изменений одного показателя при росте другого)?
- Есть ли участки с нулевым значением первого показателя?
- Где находится точка максимума (наибольшее значение на всём графике), точка минимума (наименьшее)? Точки максимума и минимума встречаются по одному разу?
Попробуйте соотнести ваши наблюдения с историческим контекстом конкретной эпохи. Вспомните события или процессы, которые могли бы соотноситься с установленными вами точками/участками графика.
График 1. Добыча нефти в СССР/России (млн тонн в год).
Дата публикации: 10 декабря 2024