Задание, связанное с законопроектной деятельностью: чего ожидать и как подготовиться?


Ежегодно предвестником новых заданий на региональном этапе ВсОШ становятся «Требования к проведению РЭ ВсОШ по праву». В ушедшем учебном году эти Требования известили участников и членов жюри о том, что им предстоит работать с эссе. В 2024/25 учебном году школьникам будет предложено выполнить «задание, связанное с законопроектной деятельностью» (пункт 2.6 раздела 2.16. Требований). Этот лонгрид от кафедры права АПО ставит перед собой задачу ответить на два важных вопроса: какой формат заданий нас ждёт и можно ли быть к нему готовым?

Несколько слов о возможном формате

Начнём, пожалуй, с того, что новые форматы заданий ежегодно становятся стрессом как для участников, так и для членов жюри олимпиады. Неизвестность всегда пугает, однако попробуем немного её развеять. Несмотря на то что формулировка «задание, связанное с законопроектной деятельностью» не даёт нам ничего конкретного, некоторые выводы сделать можно.

Вопреки тому что задание на первый взгляд кажется творческим, отметим, что вряд ли оно таковым окажется. Давайте вспомним прошлогоднее эссе — задание, казалось бы, максимально творческое. Однако подход к его оцениванию был максимально формализованным — практически все критерии имели объективный фактор оценивания: количество слов, верно названные нормативные акты и так далее. Центральная предметно-методическая комиссия по праву (ЦПМК) не может себе позволить дискрецию членов жюри — оценка работ, когда речь идёт о возможности попадания на заключительный этап, не должна зависеть от подхода жюри в конкретном регионе. Именно поэтому эссе не было полноценно творческим, а успех его написания сводился к возможности участника внятно и связно перечислить нормативные акты, которые предваряли принятие Конституции Российской Федерации.

Здесь же скажем и о том, что задание будет наверняка одинаковым для всех трёх классов. Это также наводит на мысль, что и само задание коснётся базовых отраслей права. Как ни странно, но вполне вероятно, что это вновь будет конституционное право — оно под силу ученику как восьмого, так и одиннадцатого класса.

Вывод первый — готовьтесь к тому, что вам будут даны максимально подробные инструкции в самом задании. Соответствие ответа данным инструкциям наверняка станет залогом большего количества баллов. Не пренебрегайте формальными требованиями — если рекомендованный объём 250 слов, то стоит написать именно столько слов. Даже если вы ошибётесь в сути, баллы по формальным критериям всегда останутся вашими.  

Теперь порассуждаем непосредственно о том, что будет из себя представлять задание. И здесь, конечно, возможно множество вариантов.

Вариант первый и самый очевидный — составление законопроекта. Возможно, вам предстоит решить поставленную проблему, оформив правильно законопроект. В целом не сказать, что такого рода формат абсолютно нов для ВсОШ по праву — составление документов (исков, апелляционных жалоб и т.п.) в качестве задания встречалось довольно часто на заключительном этапе олимпиады.  

Если данное предположение окажется верным, то необходимо будет верно оформить бланк:

  1. Указать субъект законодательной инициативы, который вносит законопроект. Например, «Вносится Правительством Российской Федерации».
  2. Далее указать слово «Проект».
  3. Затем написать «Федеральный закон…» и изложить текст законопроекта по существу, максимально соблюдая стиль изложения норм права, присущий отечественному законодательству.
  4. Не забыть также указать срок, с которого ваш проект должен вступить силу.
  5. В конце не забыть о надписи «Президент Российской Федерации».

Таким образом вы продемонстрируете знание методики составления законопроектов. Такой формат вполне возможен, при этом он не должен вызвать больших сложностей, если участник олимпиады когда-нибудь видел законопроект. Для устранения такого рода пробела в знании рекомендуем посетить сайт Системы обеспечения законодательной деятельности и изучить вносимые в Государственную Думу ФС РФ законопроекты. Именно так можно получить представление о том, как выглядит законотворческий процесс от проекта до федерального закона.

Вариант второй — задание на поиск ошибки. Такой формат является противоположностью описанного ранее: участникам может быть предложено найти ошибки в законопроекте или же найти процедурные ошибки при внесении и рассмотрении законопроекта. Аналогичные задания также встречались на ВсОШ — поиск ошибок в судебных решениях в соответствии с фабулой и т.п. В таком случае участникам нужно будет разбираться не только в материальной составляющей отрасли права, с которой будет связан законопроект, но и в вопросах организации законотворческого процесса в России.

Вариант третий и самый непредсказуемый — решение задачи открытого типа (без вариантов ответа) в реалиях законотворческой деятельности. Такой вариант предполагает решение обычной олимпиадной задачи без вариантов ответа, при этом реалией для сюжета задачи станет законотворческий процесс. В таком случае законотворческий процесс просто станет темой для составленной задачи.

Вариант четвёртый — ответы на вопросы по тексту, посвящённому законотворчеству в РФ. Возможно, участникам предстоит заполнить пропуски в каком-то тексте и ответить на поставленные к нему вопросы. Такие задания обычно посвящены историческим документам, однако никто не мешает составителям заданий в качестве такого текста предложить фрагменты Регламента Государственной Думы ФС РФ. Тогда суть задания снова будет сведена к конкретным знаниям участника норм Конституции и соответствующих актов палат Федерального собрания РФ.

Вывод второй — какой бы формат задания ни был выбран составителями, участникам олимпиады необходимо прекрасно разбираться в законотворческом процессе России, чтобы в реалиях задания свободно применить эти знания. Без этих знаний выполнение любого из указанных выше типов задания абсолютно невозможно. Тому, что повторить в этой связи, посвящена вторая часть материала.

О том, что повторить для максимальной готовности

Ответ на данный вопрос представляет для нас особую ценность, поскольку повторение вопросов, о которых будет сказано ниже — условие успешного выполнения задания. Коротко напомним вам о том, как устроен законодательный процесс.

Законодательный процесс — совокупность сменяющих друг друга процедур и действий, происходящих в определённой последовательности и в сроки, установленные Конституцией РФ и иными актами, результатом которых является появление закона.

Стадиями законодательного процесса являются:

  1. Законодательная инициатива — внесение законопроекта в Госдуму.
  2. Подготовка законопроекта к рассмотрению Госдумой.
  3. Рассмотрение законопроекта, отклонение или принятие Госдумой.
  4. Рассмотрение закона, отклонение или одобрение его Совфеде.
  5. Подписание Президентом РФ закона и его обнародование (промульгация).

Субъекты права законодательной инициативы определены в ст. 104 Конституции РФ:

  1. Президент.
  2. Совет Федерации.
  3. Сенаторы РФ и депутаты Государственной Думы.
  4. Правительство.
  5. Законодательные (представительные) ОГВ субъектов РФ.
  6. КС РФ, ВС РФ по вопросам своего ведения.

Субъект законодательной инициативы должен представить помимо самого законопроекта:

  1. Пояснительную записку к законопроекту.
  2. Перечень нормативных актов, которые подлежат признанию утратившими силу, приостановлению, изменению.
  3. Финансово-экономическое обоснование — если реализация закона потребует материальных затрат.
  4. Заключение Правительства к законопроектам в финансовой сфере: введение и отмена налогов, освобождение от выплат, выпуск гос. займов, изменение финансовых обязательства государств.
  5. Прогнозы, оценки, реестр расходных обязательств, перечень публичных нормативных обязательств, методика и расчёты — для законов о федеральном бюджете.
  6. Официальные отзывы Правительства и ВС РФ — для внесения изменений в Уголовный Кодекс РФ.

Рассмотрение законопроекта Госдумой осуществляется в трёх чтениях.

Обращаем ваше внимание, что это далеко не исчерпывающий перечень необходимых знаний. Вам следует изучить Регламенты работы палат Федерального собрания РФ и Конституцию РФ.

Подытожим

При внимательном прочтении заданий вас наверняка ждёт успех. Задание вряд ли будет носить творческий характер. Каким бы ни был формат задания, рекомендуем подробно изучить законотворческий процесс — так получится справиться с любым заданием. Освежить знания по теме можно на курсах кафедры права АПО!

Дата публикации: 27 декабря 2024