Структура теоретического и тестового туров регионального этапа ВсОШ по географии

В этой статье мы рассмотрим структуру регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии и особенности его проведения, ведь он состоится уже совсем скоро!


Автор: Денис Первых,
преподаватель кафедры географии АПО,
победитель заключительного этапа ВсОШ по географии,

серебряный призёр Европейской географической олимпиады

Всё событие проходит за один долгий день. Вам предстоит написать три тура: теоретический, практический и тестовый. В олимпиадной среде их сокращённо и ласково называют теор, прак и тест. Теоретический и практический туры пишутся вместе, а тест — после небольшого перерыва. Вы будете находиться в пункте проведения олимпиады дольше 3 часов. Взятая с собой шоколадка и бутылка воды без этикетки поможет вам справиться с жаждой и активизировать работу мозга. Также нужно не забыть взять паспорт, чёрные ручки, линейку, транспортир и непрограммируемый калькулятор. Все туры проходят в кабинете, на улице вы ничего не пишете.

Преподаватели АПО помогут не только изучить самые важные темы перед региональным этапом ВсОШ, но и отработать его формат на практике! Выберите подходящий вам формат занятий на странице кафедры географии АПО

Теоретический тур

Олимпиада начинается с теоретического тура. Он пишется вместе с практическим, но об этом позже. На всё про всё даётся 2,5 часа. За это время вам нужно решить 4 задачи теора и оставить время на прак. Эти задачи могут быть самыми разнообразными по тематике: история географических открытий, океанология, биогеография, география промышленности… Многие задания соединяют в себе несколько тем. В этом разнообразии есть определённые закономерности. Из четырёх заданий есть хотя бы одно по физической географии или хотя бы одно по социально-экономической.

Каждое задание теоретического тура оценивается в 15 баллов. Всего за теор можно получить 60 баллов. Обычно задача умещается на одном листе, реже — на двух. Перед решением задачи лучше бегло просмотреть её, оценить сложность и время, которое предстоит потратить на её решение. Листа ответов обычно нет. Ответы нужно вписывать в поля или ячейки таблиц, которые специально выделены в тексте задачи. К задаче могут идти приложения: фотографии, картинки, карты, графики и диаграммы. Чаще всего они чёрно-белые. Сделано это для того, чтобы снизить зависимость качества печати от возможностей принтера.

Задание традиционно имеет трёхблочную структуру. В первом блоке даётся некоторое введение в тему. Оно поможет вам настроиться и «разогреться» в определённой области ваших знаний. В этом блоке вопросы обычно несложные и помогают заработать пару-тройку баллов. Чаще всего с ними справляется большинство участников. Очень важно на этом этапе правильно понять, о чём идёт речь в задании. Не торопитесь. Ошибка здесь может привести к полному провалу задания.

Источник: ВсОШ 2022/23 учебного года, региональный этап

Второй — «основной» — блок самый большой и весомый. Здесь можно заработать около половины всех баллов за задачу. В основном блоке раскрывается главная идея. Вопросы отнимают больше всего времени и умственных усилий, но зачастую без этого раздела высоких баллов не набрать. В этом блоке могут подключаться знания из смежных областей. Например, тема задачи — народы России, но в задании необходимо указать крупнейшую реку региона их проживания. Важно заполнять все ячейки таблиц, все пропуски, чтобы получить баллов по максимуму.

Источник: ВсОШ 2022/23 учебного года, региональный этап

Заключительный блок обычно включает дополнительные вопросы повышенной сложности по теме задачи. Эти задачи помогают отделить призёров от победителей. Несмотря на небольшое количество дополнительных вопросов, их стоимость может составлять до трети от 15 баллов. Поэтому стоит заложить побольше времени на их решение. Описанная трёхблочная структура не всегда соблюдается, но её стараются придерживаться в большинстве заданий.

Источник: ВсОШ 2022/23 учебного года, региональный этап

Структуру заданий обсудили, а что с их формой? Составители задач очень любят таблицы. Они компактны, позволяют структурировать информацию. В таблицах обычно нужно сопоставить какие-то объекты или понятия между собой. Сделать это можно в трёх формах: собственно сопоставление, определение и ранжирование. Сопоставление заключается в соотнесении друг с другом каких-то объектов, между которыми есть некая связь. Например, соотнести горную цепь и высочайшую вершину или же реку и водохранилище, сооружённое на ней. Для того чтобы определить объекты в таблице, в ней приводятся справочные данные. Обычно они статистические: численность населения, площадь территории, сумма активных температур и другие. Могут также приводиться крупнейшие города, народы, природные сообщества, так или иначе связанные с загаданным объектом. Ранжирование заключается в расстановке загаданных объектов по какому-то показателю — количественному или качественному. В дополнение к таблицам может идти список объектов на выбор, фотографии, спутниковые снимки, карты. Последние могут идти и как самостоятельные элементы задачи, то есть без связи с таблицей.

Источник: ВсОШ 2017/18 учебного года, региональный этап

Помимо таблицы, вас могут попросить просто дать ответы на вопросы. Обычно в них требуется односложный ответ, максимум — одно предложение. Тексты писать не нужно, так как в них легко потерять суть ответа, да и никому не хочется утруждать себя их проверкой. 

Часто практикуется форма задачи, где вам в начале нужно угадать объект по некоторому описанию. Далее вся задача строится на загаданном объекте, поэтому очень важно не ошибиться и точно угадать зашифрованное, чтобы не потерять баллы из-за одной обидной ошибки. Помните: если вам кажется, что слишком сложно, значит, вы делаете что-то не так.

Источник: ВсОШ 2022/23 учебного года, региональный этап

Перед сдачей работы не забудьте удостовериться, что вы заполнили все поля и не сделали глупых и очевидных ошибок. Не подходите к перепроверке своих задач формально. Результаты публикуются для каждого класса отдельно. Более того, для 9 и 10–11 классов задания могут быть разными. Если вы не согласны со своими баллами, вы можете подать апелляцию. Сходите на показ работ и заранее продумайте аргументацию с преподавателем. У вас будет всего 10 минут, чтобы отстоять свою позицию. 

Тестовый тур

Тест состоит из 20 вопросов, на решение которых у вас будет полчаса. Это закрытые вопросы с четырьмя вариантами ответов, только один из которых правильный. Большинство из этих вопросов оценивают вашу географическую эрудицию, но есть и немало вопросов на географическую логику. К тестам можно подготовиться, расширяя свой кругозор. Читайте научные и научно-популярные книги, смотрите познавательные передачи о путешествиях на ТВ и в интернет-каналах и блогах, участвуйте в квизах (кафедра географии АПО их тоже проводит), рассматривайте атласы и карты. Только постепенное накопление знаний поможет прокачать вашу эрудицию и географическое мышление. Если вы не знаете ответ на тестовый вопрос, отвечайте. Это даст вам шанс заработать балл. Помните, что тестовый тур апелляции не подлежит.

Преподаватели АПО помогут не только изучить самые важные темы перед региональным этапом ВсОШ, но и отработать его формат на практике! Выберите подходящий вам формат занятий на странице кафедры географии АПО

Дата публикации: 10 января 2025