Архетип в литературе


Понятие архетипа в литературе неразрывно связано с представлением человечества о мифологии. Исследователи приходят к выводу, что термин «архетип» обозначает наиболее общие фундаментальные мифологические модели.

Представление об архетипе приходит в мир художественного творчества из сферы психоанализа. Выдающийся ученый Карл Гюстав Юнг долгое время занимался вопросами аналитической психологии, преподавал, делал научные открытия в области психиатрии. Его основной задачей было выявление у пациентов архетипических образов и их толкование. Архетип, согласно Юнгу, является динамическим образом (К. Г. Юнг «О психологии бессознательного»).

Архетип — это некая модель, которая может реализовывать себя в разных произведениях. Архетип репродуцирует те же самые или сходные мифические представления. Мифология используется как источник тем, сюжетов и образов, связь мифа и архетипа для Юнга несомненна. Он говорит о том, что «миф сбывается в человеке, и все люди обладают мифической судьбой не меньше, чем мифические герои». Другими словами, в коллективном бессознательном опыте человечества присутствуют некие устойчивые модели, имеющие аналоги в древнейших мифах. Более того, эти модели могут в том или ином виде присутствовать в психике каждого человека и реализуются в снах, при некоторых серьезных заболеваниях психики, но также и как особые образы в литературе.

  • «Исчезнув как коллективное бессознательное, мифологическое сознание продолжает существовать и успешно проявляться не только в снах, но и в художественном творчестве» (Телегин)
  • «Воздействие мифа на литературу основано, главным образом, на близости приемов и задач мифотворчества и художественного творчества, на единстве мифологического и художественного восприятия» (Телегин)

Необходимо отметить, что важной особенностью мифа является его высокая степень обобщения. Архетипам присущ исторический фактор, т. е. архетипический образ наследует духовный и телесный опыт предшествующих веков и поколений.

  • Архетип обозначает «универсальный образ или сюжетный элемент, или их устойчивые сочетания разной природы и разного масштаба (вплоть до авторских архетипов)» (Фаустов)

Существует несколько способов классификации видов литературных архетипов. Остановимся на одной из этих классификаций.

Выявляется несколько значений архетипа как категории литературы. Это может быть:

  1. Образ-символ (море, камень, дом);
  2. Великая личность в культуре или истории (см. Пушкин, Наполеон, Александр Македонский);
  3. Типы героев (мать и ребенок);
  4. Вечные образы культуры (Царь Эдип, Мефистофель, Фауст, Гамлет, Дон Жуан, Дон Кихот).

Каждый архетипический образ заслуживает детального рассмотрения и часто является предельно важным для верной интерпретации сути того или иного литературного произведения.

Дополнительно:

  1. Большакова А. Ю. «Теория архетипа на рубеже XX—XXI вв.», «Литературный архетип»
  2. Аверинцев С. С. «„Аналитическая психология“ К.-Г. Юнга и закономерности творческой фантазии» (статья)
  3. Мелетинский Е. М. «Поэтика мифа», «Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов»

Настя Погарская