Преподаватель АПО и призёр всеросса по ОБЖ Вадим Должанский: «Олимпиадной школы по ОБЖ у нас не было, я набирался опыта вместе с пожарными на вызовах»
Школьники и студенты часто незаслуженно обделяют вниманием ОБЖ, в то время как знания по этому предмету могут спасти жизнь. Сегодня большинство ребят выбирают для сдачи или участия в олимпиадах обществознание, информатику или иностранные языки, поэтому тем более необычным кажется решение связать свою судьбу именно с этим предметом.
Призёр заключительного этапа ВсОШ по ОБЖ Вадим Должанский готовился ко всероссу и на олимпиадных курсах, и на пожарных выездах. В нашем интервью студент Санкт-Петербургского филиала РАНХиГС при Президенте РФ и преподаватель АПО, а ранее простой школьник из Ленинградской области, мечтавший спасать жизни, расскажет о своём олимпиадном пути и работе добровольным пожарным.
Вадим, как вы пришли к своему увлечению ОБЖ? Как поняли, что нашли то дело, которому готовы посвятить жизнь?
Когда я учился в девятом классе, со мной произошёл случай, который круто изменил мою жизнь. Я стал свидетелем лесного пожара, даже попытался его потушить, что мне очень понравилось. В этот момент я понял: это то, чем я хочу заниматься в жизни. В то время нас, школьников, взяли в районную дружину ВДПО (Всероссийское добровольное пожарное общество. — Прим. ред.), но там нами никто не занимался. Тогда я написал руководителю дружины ВДПО другого района, сам к нему приехал, хотя путь был неблизкий, и стал частью команды. Тогда у меня ещё и в мыслях не было участвовать в олимпиаде по ОБЖ, я только хотел быть полезным другим и набирался опыта. Думал, что не пойду в десятый класс, а поступлю в колледж при МЧС. От этого решения меня отговорили старшие члены дружины, а позднее моя учительница по ОБЖ предложила поучаствовать в школьном этапе ВсОШ, а затем и в городском. Тогда я понял, что непременно хочу выиграть всеросс и поступить в университет, чтобы, получив разноплановые знания, стать профессионалом в деле пожарного.
Ребятам из небольших городов и посёлков готовиться к олимпиадам гораздо сложнее, прежде всего из-за проблемы найти замотивированного и компетентного наставника. Как вы готовились к состязанию?
Так вышло, что рядом с моим домом была федеральная пожарная часть. Благодаря руководителю районного ВДПО я смог приходить туда, в «пожарку», и тренироваться там весь день по субботам.
Тогда же моя учительница по ОБЖ предложила мне поучаствовать в олимпиаде по её предмету. К слову, олимпиадной школы по ОБЖ у нас в Ленобласти не было, я набирался опыта вместе с пожарными на вызовах, но этого хватило, чтобы стать призёром на региональном этапе. В десятом классе я в первый раз поехал в «Коалицию», где познакомился с преподавателем Анной Михайловной Сафоновой, которой до сих пор благодарен. После этого я погрузился в теорию ОБЖ, исписал целую толстую тетрадь, параллельно был волонтером в ВДПО, где меня даже прозвали «сын полка», пошёл на курсы «Красного креста» по первой помощи. В одиннадцатом классе я стал заниматься в АПО: сам писал преподавателям, просил их скинуть больше материалов.
К слову, не стоит бояться первому выходить на контакт с людьми, быть настырным и просить помощи. Например, непосредственно перед заключительным этапом я первым связался с одним пожарным, первоклассным спасателем, и попросил попрактиковаться со мной. Он откликнулся: мы нашли заброшенное здание и там лазали по канату на третий этаж и спускались вниз. Ни в коем случае не пропагандирую подобные эксперименты: помню, как тогда боялся расшибиться прямо перед олимпиадой.
Также после регионального этапа олимпиады в одиннадцатом классе я занимался в местном центре «Интеллект», где открылась первая школа по ОБЖ. Потом я узнал о курсах АПО и захотел заниматься и там тоже. Опытные преподаватели в АПО мне очень понравились, и я решил продолжить обучение с ними. Я даже смог договориться с «Интеллектом», чтобы тот оплачивал мне курсы в АПО. У меня было четыре двухчасовых занятия в неделю, я занимался сверхпродуктивно — правда, не хватало времени на другую учёбу.
После долгих споров с директором моей школы я перевелся на «дистанционку». Наконец я стал посвящать всё своё время подготовке.
Расскажите немного о самой олимпиаде. Какие задания вам запомнились больше всего?
Отмечу, что олимпиада по ОБЖ в равной степени проверяет теорию и практику. В теории может быть что угодно: от правил ПДД до первой помощи. Практическая часть тоже полна сюрпризов. Никак не ожидал, что на заключительном этапе мне придётся собирать автомат за 30 секунд с закрытыми глазами и под слепящим светом наполнять магазин. Помню, в глаза бьёт солнце, по лбу катится капля пота, руки дрожат, а нужно загонять эти патроны…
До сих пор обидно за задание по первой помощи. Тогда я не успел уложиться во время: все участники просто прикладывали холод к месту ожога, а я по всем правилам, как настоящие пожарные, делал рыхлую повязку. На миг мне показалось, что члены жюри болели за меня, видя, что я поступаю, как в жизни, и им досадно стало за ту несчастную секунду… Но ничего, баллов мне хватило, чтобы стать призёром. Здесь главное — не бояться. Страх сковывает, мешает. Поэтому я, будучи добровольным пожарным, решил, что нужно в жизни испытать такие страхи, чтобы олимпиада казалась мелочью.
К слову про умение добиваться своего, пробовали ли вы ходить на апелляции?
Помню, на региональном этапе в одиннадцатом классе я занял второе место, а до первого мне не хватало одного балла. Тогда я пошел на апелляцию, пытаясь доказать, что термины «пламенное» и «открытое» горение взаимозаменяемы. Я использовал учебник, устав из пожарной части и справку от диспетчера, в которой использовался один из этих профессионализмов. Иронично, что на апелляции я смог получить 20 баллов (результат невероятный), но именно те аргументы про «открытое горение» мне не засчитали.
Когда вы говорили о своей подготовке, то очень тепло отзывались о преподавателях АПО. Сейчас вы один из них. Расскажите, как вы устроились на работу, чем занимаетесь сейчас?
Поступив без вступительных испытаний в РАНХиГС, я понял, что мне есть что рассказать другим ребятам, и устроился в АПО, предварительно посоветовавшись со своим бывшим наставником из этой организации. Моим вводным заданием было составление учебного плана, и я с ним справился. Работать здесь мне нравится: удобно, что я сам определяю график занятий, то есть работа не отвлекает от учёбы (обычно я веду уроки в вечернее время после университета). Наконец, я чувствую, что всё не зря, когда вижу результаты своих учеников. В такие моменты я понимаю, что сделал правильный выбор.
Ваша волонтёрская деятельность вызывает уважение. Какие случаи во время работы добровольным пожарным запомнились вам больше всего? Подвергались ли вы опасности?
Больше всего мне запомнился первый вызов, что неудивительно: в первый раз всегда страшно. Странную смесь чувств испытываешь, когда, уже находясь в машине, слышишь пожарную сирену не где-то вдалеке или на дороге, а прямо над головой. В тот раз случай был банальным: кто-то скинул мусор на обочину и поджёг его. Пожар случился ночью, и мне запомнилось зарево от огня на фоне тёмного неба.
В другой раз был лесной пожар — тогда я отличился, меня даже хотели наградить. Я гулял по своему посёлку, когда увидел, что со стороны соседней деревни идёт чёрный дым. Быстро надел боёвку, взял ранец, налил пятнадцать литров воды и, срезая через поле, побежал прямо к месту горения. Горела сухая трава: огонь распространился уже примерно на полтора километра. Нашёл командира отделения и отправился к гаражам, к которым уже подходил огонь: его тушил в одиночку владелец одной из машин. У меня с собой была только хлопушка. Я чувствовал, как на меня шёл горячий воздух и как нагревался черенок хлопушки. Тогда я подпалил себе лицо, но ничего страшного: так обычно на солнце обгорают. В среднем за лето бывает 15–20 вызовов.
Вы с таким увлечением рассказываете обо всех своих занятиях. Что вы планируете делать после вуза: преподавать, работать в МЧС или по специальности?
После университета я отслужу в армии. Потом отработаю три года по специальности, то есть в сфере, связанной с таможенным делом, поскольку я обладатель президентского гранта и это одно из условий его получения. А дальше я собираюсь вернуться к своей мечте — работе пожарным в МЧС. Я верю, что помогать людям — моё призвание.