Снова в школу: как победители всероссийских олимпиад становятся преподавателями

Материал подготовлен специально для независимого педагогического издания
«Учительская газета — Москва»

Поехать на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников и в полной мере ощутить олимпиадный дух можно лишь в последние три-четыре года школы. В восприятии многих на этом школьная пора заканчивается и наступает студенчество — этап, со школой абсолютно никак не связанный. Однако это не совсем так для преподавателей Ассоциации победителей олимпиад — студентов, которые делятся богатым олимпиадным опытом с начинающими участниками.

В рамках проекта «Кружок от чемпионов» с 2016 года студенты ведущих вузов — в прошлом победители олимпиад — ведут факультативные занятия для начинающих олимпиадников в московских школах. За последнее время количество форматов, к которым они привлекаются, увеличилось. Теперь это не только классические уроки, но и вебинары, онлайн-курсы, разговорные клубы, практикумы, интенсивы, фестивали, выездные школы и образовательные форумы. В рамках множества проектов бывшие олимпиадники могут делиться опытом и советами с теми, кто только начинает путь восхождения к олимпу.

У каждого преподавателя есть возможность самостоятельно разрабатывать программу курса, выбирать формат работы с учениками и варьировать рабочую нагрузку. А опытные тренеры Центра педагогического мастерства делятся с молодыми талантами советами и материалами. Благодаря проекту «Кружок от чемпионов» преподаватели уже в студенческие годы могут получать профессиональный опыт, нарабатывая базу методических материалов. Она может быть полезна в будущем, ведь некоторые преподаватели проекта продолжают свой профессиональный путь уже в качестве тренеров Центра педагогического мастерства, готовящих сборную Москвы. Кроме того, эта возможность передавать опыт очень ценится юными участниками. Преподаватели, которые сами недавно писали олимпиады, глубоко разбираются в специфике заданий и всегда в курсе недавних изменений, а также могут поделиться советами по подготовке к турам.

Даниэла Давлетбаева, преподаватель экономики и бывшая ученица АПО, делится своим опытом:

«Я пришла работать в АПО, потому что знала это место со школы и здесь у меня были знакомые. Сейчас мне кажется, что сложнее быть за учебной партой, чем преподавать самой. Мой предмет представляется мне очень понятным сейчас, и я ищу пути донести это доступным для учеников языком. А в школе я мало что понимала, приходилось много и усердно учиться, чтобы всё постепенно прояснялось и соединялось в одну картину».

Михаил Грязнов, студент второго курса факультета экономических наук ВШЭ, победитель Всероссийской олимпиады школьников по экономике и серебряный медалист Международной олимпиады 2021 года, возглавил кафедру экономики АПО. Сейчас он реализует свои способности в двух сферах: занимается организационной деятельностью в АПО и преподает в Школе ЦПМ.

«В АПО я в основном занимаюсь менеджментом образования, — говорит Михаил. — Например, придумываю программы, будь то курсы подготовки к муниципальному и региональному этапу или курсы повышения квалификации для учителей, ищу преподавателей, провожу собеседования, разрабатываю материалы. Иногда нужно организовать мероприятия, игры или пробники перед заключительным этапом».

Для многих молодых преподавателей важная мотивация — не просто передать знания, а провести ребят в мир своей любимой науки. Михаил для этого использует не только уроки, но и медиапроекты.

«В планах у нас сделать серию интервью с людьми, которые когда-то участвовали в олимпиадах по экономике и уже окончили вуз по экономическому направлению, — говорит он. — Ведь очень мало кто знает, чем на самом деле занимаются экономисты. Наша цель — ознакомить ребят с профессиями, которые выбирают люди с экономическим образованием, и рассказать о трудоустройстве».

Руководитель кафедры математики АПО и Школы ЦПМ Арсений Кузнецов рассказал о том, как олимпиадники готовятся преподавать, ещё учась в школе. По его словам, подобные навыки востребованы в любой сфере, потому что преподавание — это умение доносить мысли до окружающих и организовывать процессы:

«Мы стимулируем раннее получение нашими учениками преподавательского опыта, не столько даже предлагая им выбрать преподавательскую карьеру (хотя будем рады, если кто-то в итоге это сделает), но давая им возможность получить опыт, необходимый для будущей успешной деятельности в любой сфере. Начиная с 10‑го класса в Школе ЦПМ ребята имеют возможность участвовать в регулярных кружках, каникулярных сборах и выездных школах в качестве ассистентов преподавателей. Они принимают решения у более младших школьников, разбирают сложные задачи индивидуально, помогают в составлении учебных материалов. Такие ученики получают опыт, изнутри видят, как работает преподаватель. Уже с первого курса обучения в университете они могут вести занятия самостоятельно, ведь первичный преподавательский опыт у них есть».

Софья Солдатова, преподаватель кафедры математики АПО, призналась, что ей всегда нравилось объяснять материал другим и общаться с людьми:

«Мне хотелось стать тем самым преподавателем, которого запомнят и полюбят, найти свой подход к обучению детей. На деле всё оказалось не так просто. Нужно удерживать внимание учащихся, следить за тем, что все всё поняли, или же замечать тех, кому нужна помощь. Когда сидишь за партой, кажется, что ты бы объяснил эту тему по-другому, лучше, чем преподаватель. Но представления не всегда совпадают с реальностью».

Ален Манукян, преподаватель кафедры биологии АПО, с детства увлекался предметом, стал победителем Всероссийской олимпиады школьников, а потом поступил на факультет биоинформатики и биоинженерии МГУ. Биология всегда была важнейшей частью его жизни, именно поэтому он решил попробовать себя в преподавании уже на первом курсе университета.

«После школы мне хотелось начать преподавать — всегда это нравилось, — делится Ален. — И я подумал — а почему бы и нет? Подал резюме в АПО, прошёл собеседование, и меня взяли. Наверное, я бы не хотел свою жизнь посвящать преподаванию, но иногда этим заниматься — это же здорово. Ты сначала сам разбираешься в какой-то теме, а потом объясняешь её другим ребятам. Некоторые очень заинтересованы в этом, некоторые — чуть меньше, но твоя задача — рассказать и преподнести всё так, чтобы ученики поняли материал и загорелись предметом. Роль преподавателя нравится мне намного больше, чем роль участника. Нравится желать ребятам удачи — вспоминаешь себя, когда только начинал участвовать в олимпиадах и волновался перед турами».