Юный климатолог: интервью с абсолютным победителем международной олимпиады IGeo-2018

Ален Коспанов — абсолютный победитель XV Международной географической олимпиады (Квебек, 2018). Сейчас он обучается на втором курсе кафедры метеорологии и климатологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Почему ты выбрал кафедру метеорологии и климатологии?

На самом деле я до последнего сомневался, хочу ли я вообще идти на географический факультет. В конце концов, сначала я подал документы на поступление на специальность астрономия на физическом факультете. Но в итоге я решил, что все же можно поступить на самую подкованную в физико-математическом смысле кафедру – метеорологии и климатологии.

Многим может показаться, что метеорология — весьма скучная наука, потому что здесь постоянно занимаются обработкой числовых рядов, потому что важна статистическая обработка, потому что мало полевой работы. В какой-то степени это так. Но, как и любая географическая специальность, метеорология предполагает огромное количество полевых наблюдений, как автоматизированных, так и осуществляемых непосредственно человеком. Так что романтики полевых маршрутов хватает. А насчет статистики – всегда любил обрабатывать данные. После 10 класса на сборах перед iGeo2017 участникам сборов предложили по данным метеонаблюдений выявить остров тепла Москвы и провести небольшое исследование его интенсивности. И все. Искра буря безумие. Понял, что мое и еще ни разу не разочаровался.

Чем ты занимаешься в рамках научной деятельности?

Не знаю, к счастью или к сожалению, пока что мне в метеорологии трудно выбрать основное направление для своей деятельности, потому что интересно ну просто все. Из уже сделанного я смотрел как изменились климатические показатели в Москве с 1820 года. Было весьма интересно увидеть некоторые колебания среднегодовых и среднедекадных температур, количества осадков. Благодаря экспедиции от кафедры получилось поработать и над городским островом тепла города Апатиты. А еще в течение экспедиции запускались дроны, чтобы проводить температурное зондирование, потому что для арктических городов зимой характерны температурные инверсии (повышение температуры с высотой, а не её падение. У нас глубина инверсии зачастую превосходила 10°С – у земли -30°С а на высоте 100м -20°С). Теперь вот родилась идея посмотреть, какие волны формируются на границе инверсии, оценить их амплитуду и частоту, устойчивость этих колебаний и основные компоненты, их вызывающие (см частоту Брента-Вяйсяля и внутренние гравитационные волны). В качестве семестрового реферата хочу посмотреть на отклик треков тропических циклонов на фазы колебаний (Эль-Ниньо,

Северо-Атлантическое и тд). А вообще хотел бы заниматься моделированием мезомасштабных процессов. В интервале 10-1000 км модели работают хуже всего, а зачастую разрушительный шквал, град или ливень развивается в грозовых ячейках именно таких масштабов.

Когда ты участвовал в олимпиадах задания по климату были самыми интересными для тебя? или были другие темы, решать которые было интереснее?

В 9 классе на моем первом заключительном этапе по географии темой первой задачи как раз были инверсии. Я посмотрел на задачу и подумал: «так, кажется, я это знаю. Кажется, я могу это достойно решить. Надо начать писать» и написал весьма дельные вещи, но не совсем то, что просили в задании. Зато в следующем году за 6 задачу по парниковому эффекту я получил уже гораздо более высокий балл. Так что да, самыми интересными для меня были именно задачи по климату. Причем как мне кажется даже не их непосредственное содержание, а тематика: что же на этот раз предложат объяснить.

Мне нравились задачи по климату, потому что для них не нужно было идеально знать номенклатуру. До правильного ответа можно было додуматься исключительно опираясь на начальные и общие знания физики атмосферы. Более того, в тех задачах требовалось не написать все моря, омывающие Антарктиду, а почему тот или иной процесс происходит именно так.

Какие мифы развеял университет из твоих знаний по климатологии и метеорологии?

Если честно, из-за того, что я прочитал учебник для 1 курса в течение подготовки к олимпиадам, никаких мифов у меня не было, так что развеивать было нечего. А может все еще впереди. И пусть лучше все еще будет впереди. Было бы классно узнать, что какое-либо фундаментальное предположение окажется мифом.

Посоветуй нашим читателям полезные сайты для подготовки тем по климатологии и метеорологии

Так так

Windy.tv — не могу не рекламировать, потому что там ну просто все

Meteoinfo.ru — сайт Росгидромета, можно смотреть много интересного, в том числе прогнозы и синоптические карты

Rp5.ru — куча информации по станциям и хорошие архивы за последние несколько лет

Ecmwf.int — сайт Европейского центра по среднесрочным прогнозам

Ametsoc.org — американское метеорологическое общество

Noaa.gov — национальное управление исследований атмосферы и океана

А вообще смотрите Яндекс.погода и Гисметео, у них тоже хорошие данные.