«Если ребёнок будет понимать, где узнать о сроках, месте проведения, способах подготовки, – это уже полдела»

Светлана Черненко о преодолении неравенства в олимпиадной среде

С 11 по 13 ноября прошла ежегодная Санкт-Петербургская конференция по неравенству и многообразию. В ней приняла участие Светлана Черненко — специалист по учебно-методической работе Центра
педагогического мастерства, стажер-исследователь
Центра развития навыков и профессионального
образования, Институт образования НИУ ВШЭ. Мы узнали у нее, чему было посвящено ее выступление и как бороться с неравенством в олимпиадной среде.

Расскажи, пожалуйста, где ты выступала? Что это была за конференция?

Я выступала на St. Petersburg Inequality and Diversity Conference (IDC) – Международной конференции по неравенству и многообразию. Докладчиков было очень много – все говорили про неравенство в разных сферах.
Например, в моей секции выступали исследователи с докладами о дополнительном образовании школьников и гендерном неравенстве в академическом сообществе. Из известных спикеров на конференции был, например, экономист Сергей Гуриев. 

О чём был твой доклад?

В 2020-2021 мы в АПО провели исследование, посвящённое роли школы в воспитании олимпиадников. Данных получилось очень много! В результате исследования мы выявили в том числе то, как ВсОШ подсвечивает неравенство в образовании. Получилось несколько сюжетов, в которых оно проявляет себя. Об это я и рассказала об этом на конференции.

Кто были вашими респондентами?

Для большего охвата мы брали респондентов из разных регионов и федеральных округов, а также из разных предметных областей. Это, на наш взгляд, позволило составить более точный портрет участников, учитывая их разноплановый контекст. Нам было также важно, что это были студенты не старше 2 курса, которые помнили олимпиадный опыт и могли о нем рассказать. 

О каком именно неравенстве идёт речь? Можешь привести примеры?

В финансовом аспекте, например, родители одних школьников могут оплатить репетитора и выездную школу для подготовки к олимпиадам, а другие не могут, поэтому ребёнок ищет бесплатные альтернативы. Или неравенство одновременно  в финансовом и территориальном аспектах: одному ребёнку оплатили дорогу до заключительного этапа олимпиады, а другому – нет, поэтому из-за этого ученик на нее не едет. Еще возможен разный доступ к ресурсам по подготовке: у одних школьников есть в районе центры по подготовке к олимпиадам, а у других – нет.

Что заставило обратить на это внимание?

Сюжет неравенства ярко выделялся в наших интервью, хотя не был целью исследования изначально, поэтому мы решили акцентировать на нем внимание.

Как ты думаешь, можно ли преодолеть неравенство? Если да, то как именно? 

Существует два пути. Первый – системный подход и рука государства, чтобы решить финансовый вопрос и вопрос доступа к ресурсам. Второй – действовать через такие инициативы, как АПО. Например, можно проводить выездные мероприятия в регионах: рассказывать про олимпиады, давать методички по тому, где и как искать информацию об олимпиадах, проводить интенсивные выездные занятия по подготовке.

В Москве проще узнать про АПО, а как быть с регионами?

В век интернета это проще решить. Первый шаг к решению проблемы – это информирование. Если ребёнок будет понимать, где узнать о сроках, месте проведения олимпиад, способах подготовки к ним, – это уже полдела.

Здесь можно ознакомиться с препринтом статьи «КАК СТАНОВЯТСЯ «ОЛИМПИАДНИКАМИ»: продвигающая сила школы» (ч. 1)

.