Таисия Васильева: «Олимпиады делают жизнь интереснее»

«Если бы не всеросс, я, возможно, никогда не стала бы изучать историю искусства», — рассказывает Таисия Васильева, победительница заключительного этапа всеросса по МХК и сотрудница кафедры искусства АПО. Как всеросс может помочь найти любимое дело? К чему нужно быть готовым на олимпиаде по МХК? От чего зависит успех на заключительном этапе? Мы поговорили с Таисией о её пути к заветному диплому и поступлению на факультет истории искусств НИУ ВШЭ. 

Почему вы решили участвовать во всероссе и именно по МХК?

Всё началось со школы: в 5 классе всего лишь на год нам ввели предмет «МХК на английском», его вела замечательная учительница, которая и вдохновила меня участвовать во всероссе.  Изначально я решила попробовать написать из интереса: мне всегда очень нравилось писать школьные этапы, потому что там были необычные задания. Впоследствии я много общалась с тренерами сборной Москвы, и они сказали, что цель муниципального этапа — заинтересовать ученика. Для меня это сработало, я действительно начала увлекаться историей искусств!

«Цель муниципального этапа — заинтересовать ученика. Для меня это сработало, я действительно начала увлекаться историей искусств!»

В 9 классе я поехала в выездную школу АПО, где мне и рассказали о Центре педагогического мастерства. Это стало моим первым опытом целенаправленной подготовки к всероссу. К сожалению, в 9 классе у меня не получилось взять диплом, а на следующий год всеросс был отменен в связи с ковидом. 

Чем именно вам нравились задания на этапах всеросса?

Мне нравилась полная свобода действий, в отличие от школьных заданий или ОГЭ и ЕГЭ, где предполагается и определенный объём, и более формальное написание. На олимпиаде я понимала, что могу писать все мысли, ведь объём не так строго ограничен. 

На муниципальном этапе, который всегда составляется тренерами сборной региона, задания обычно объединены одной темы. Например, один год были задания с темой «зеркало в искусстве», в другой год были задания о цирке, об образе куклы. Поэтому, когда начинаешь писать всеросс, погружаешься в тему, начинаешь её лучше понимать, это позволяет развивать аналитическое мышление. 

Участвуя во всероссе, ставили ли вы себе цель поступить по его результатам в университет?

Изначально нет. В 8 классе, когда я первый раз писала олимпиаду, это была возможность приятно провести время, узнать что-то новое. Уже в 9 классе я узнала, что всеросс даёт возможность поступления без экзаменов. И с этого момента появилось и желание поступить на бюджет. Всё началось с праздного интереса и переросло в большую цель. 

«Всё началось с праздного интереса и переросло в большую цель».

Что было самым трудным при подготовке?

Понять формат заданий. Думаю, что во многом в 9 классе у меня не получилось взять диплом именно поэтому: я не до конца понимала, чего от меня ждали. 

Я помню, что мне было сложно и с психологической точки зрения. После неудачи в 9 классе я разочаровалась в себе, казалось, что я только зря потратила время. Было очень сложно заставить себя снова с той же интенсивностью и энтузиазмом готовиться. 

Что помогло вам вернуть мотивацию?

Я поняла, что любая подготовка не бессмысленна, она все равно даёт опыт и знания, даже если человек не получает диплом.  Вообще, главное правило — не переставать верить в себя. Даже если с первой попытки не получается, понимать, что вся подготовка не напрасна. Мне очень помогало и общение с друзьями и родными. Родители всегда меня поддерживали.

Какие эмоции вы почувствовали, когда увидели результаты и поняли, что стали победителем?

В 11 классе у меня было очень странное эмоциональное состояние, я как будто бы перегорела. Я очень устала от подготовки и к самому этапу подошла спокойной, что очень для меня не характерно. Я была уже слишком уставшей, чтобы переживать. И самому диплому я тоже не радовалась так, как ожидала. Было очень странное состояние, которое больше у меня в жизни не повторялось. 

Как вы считаете, возможно ли полностью самостоятельно подготовиться к всероссу?

Я искренне восхищаюсь людьми, которые готовятся сами. Из моего окружения я знаю только одну девушку, которая полностью готовилась сама просто потому, что в её городе нет никаких организаций, как ЦПМ. 

Выездные школы АПО и занятия в ЦПМ мне очень помогли. И мне кажется, этими возможностями нужно пользоваться. Это был классный опыт, например, в ЦПМ у нас были музейные занятия, то есть я не пропускала ни одной значимой выставки для Москвы. Ещё были поездки — в Санкт-Петербург, Нижний Новгород. 

Помогают ли полученные при подготовке к всероссу знания в университете?

Безусловно, помогают, потому что уже есть определённая база, на которую накладывается курс лекций в университете. Но, конечно, нет чувства повторения, я продолжаю открывать что-то новое, а олимпиадные знания как основа помогают чувствовать себя увереннее. 

Помимо этого, у меня 6–7 однокурсников — друзья из ЦПМ. Это значительно помогло адаптироваться, потому что мы уже друг друга хорошо знали, много пережили на апелляциях в 11 классе и во время подготовки. Олимпиады создают своё сообщество и потом эти олимпиадные связи очень помогают. Например, у меня теперь много знакомых и со старших курсов, и из магистратуры. 

«В университете я продолжаю открывать что-то новое, а олимпиадные знания как основа помогают чувствовать себя увереннее». 

Сейчас, после окончания школы, вы остаётесь в олимпиадном движении?

Я участвовала в проверке работ регионального этапа. Я впервые оказалась по ту сторону баррикад и поняла смысл многих советов, которые нам давали перед этапом проверяющие. Например, нам всегда говорили не оставлять пустых строчек или незаполненных пунктов. Став проверяющим, я поняла, что это действительно хороший совет, ведь за незаполненные строчки не поставишь ничего, а если участник написал хоть что-то, то уже будет какой-то плюс!

Еще я работаю на кафедре истории искусств АПО: пишу материалы для группы «Олимпиады по искусству», в ближайшем будущем надеюсь попробовать себя в роли преподавателя. 

А какие советы вы можете дать будущим участникам всеросса?

Всегда советуют, к чему я присоединяюсь, смотреть на задания прошлых лет. Обязательно проверить, если год юбилейный или чему-то посвящён. Например, 2021 был годом науки, а также праздновался юбилей со дня полёта Юрия Гагарина в космос, поэтому творческий тур был о космосе. Преподаватели ЦПМ всегда в этом плане на передовой. Они стараются угадывать события, которым могут быть посвящены задания. Нам, например, при подготовке читали лекции именно о космосе в искусстве, о science-art.

«Я участвовала в проверке работ регионального этапа. Я впервые оказалась по ту сторону баррикад и поняла смысл многих советов, которые нам давали перед этапом проверяющие». 

Ещё можно попробовать выследить закономерность тем, потому что у составителей всегда есть какие-то излюбленные сюжеты, которые повторяются из года в год. Например, задания о Гарри Поттере, которые появляются точно с периодичностью раз в два года. 

Советуете ли вы выбирать олимпиадный путь?

Сейчас я чувствую, что поступила в правильное место, и действительно люблю то, что делаю и изучаю. Поэтому олимпиада – инструмент, который может помочь понять, что тебе действительно интересно. Может, без всеросса я бы никогда не стала заниматься историей искусств! Олимпиады делают жизнь интересней, и готовиться к ним намного увлекательнее, чем к ЕГЭ. 

Мне кажется, 7–8 класс — время попробовать себя в интересующих предметах, потому что школьный этап ни к чему не обязывает. Иногда классно писать олимпиады, на которые ты не рассчитываешь, — тогда даёшь себе творческую свободу!