О Рании, которая умеет программировать и не любит задачи на числительные

Рания никогда не любила задания на числительные, но так получилось, что именно ее решение подобной задачки было отмечено специальной премией Традиционной олимпиады по лингвистике. Мы поговорили с ученицей 9 класса казанской гимназии о том, как между математикой и русским языком она все-таки выбрала последний и почему несмотря на это в будущем собирается связать свою жизнь с программированием.

Когда у тебя появился интерес к русскому языку?

С 4 по 6 класс я участвовала в олимпиадах по математике, но в 7 классе – не знаю уже, для чего, – пришла в школьный олимпиадный клуб по русскому на занятие по фонетике. Помню, что  осталась под впечатлением, тогда мне очень понравились «еры», «ери» и ассимиляции. Так я и начала заниматься русским.

А в какой момент в твоей жизни появились олимпиады?

Я посещала олимпиадные занятия в школе и участвовала в Республиканских олимпиадах по русскому языку. В 8 классе мне еще понравилась физика, даже появилась идея, заниматься только ей.

В то же время меня пригласили на заключительный тур Плехановской олимпиады школьников по русскому языку. Я понимала, что пора, в конце концов, решать, что мне более интересно, потому что уделять внимание двум предметам сложно. Я пообещала себе и родителям, что если стану победителем Плехановки, то без промедлений начну заниматься русским вплотную. Я стала победителем.

После этого из математики ты ушла в лингвистику?

– Да, математикой после 6 класса я совсем не занимаюсь, только школьной. Но олимпиадные задания по физике решаю периодически, просто потому что нравится.

Понятно. А в какой момент ты от русского языка ушла в сторону лингвистики?

Лингвистикой я заинтересовалась тоже в 8 классе: просто увидела задачу на сайте «Элементы.ру», и мне стало очень интересно узнать, как это и что это. Тогда же я от преподавателя в школе услышала про курсы «Сириуса» и, конечно, зарегистрировалась. Затем нашла задания прошлых лет Турнира Ломоносова, Московской олимпиады по лингвистике и Латвийской олимпиады по лингвистике, – решала все открытые задания.

Твой интерес к математике и физике тебе как-то помог?

Может быть, благодаря тому, что я ботала физику и математику, то стала сразу решать задания. Единственное, что меня удивляло в экзотических языках, – это графика.

На «Элементах» я прочитала, что задачи по лингвистике не проверяют школьную программу – они «на умение и желание думать». Это меня очень воодушевило, я решала много задач летом, потом сделала вывод о том, что лингвистика мне нравится даже больше, чем русский

Есть ли у тебя какая-то особенная методика того, как ты принимаешься за решение задач по лингвистике? Что делаешь сначала, что следом?

Обычно на олимпиадах выбираю самую большую задачу, за которую, вероятно, дадут больше баллов. Задачи по лингвистике бывают очень разные, но, как правило, во всех для начала нужно выделить одинаковые части в словах/предложениях/знаках, потом сопоставить их и выполнить задание.

А за какие задачи ты обычно не берешься?

Я не люблю задачи со сложным порядком слов в языке, для меня установление этих связей всегда казалось скучным. Раньше мне не нравились задачи на числительные, решать их было трудно. Зимой, кажется, я подумала, что пора это уже исправлять. Задачи на числительные все равно особо не получались, работать над ними пришлось долго. Радость от того, что моё решение задачи на числительные (!) стало лучшим в Традиционной олимпиаде по лингвистике, была велика. Я почувствовала, что наконец-то сошла с мертвой точки. 

Есть ли у тебя особенные тактики подготовки к олимпиадам?

У меня нет каких-то особых техник по изучению предметов, для меня решение задач – в принципе интересно. Но в этом году я поняла очень важную вещь: надо делать перерывы периодически, отдыхать хотя бы раз в две недели, потому что олимпиады – мероприятия, в первую очередь проверяющие стрессоустойчивость. А заниматься 24/7 не так уж и полезно. Как оказалось, отсутствие разгрузок сильно осложняет запоминание материала и процесс «думания». Без выходных напряжение сильнее ощущается.

А как ты «разгружаешься» в перерывах между подготовкой? Есть ли какие-то хобби?

– Хобби есть, да. Три года назад я окончила художественную школу, привычка и желание рисовать остались. Вот во время таких разгрузок и рисую, это приводит мысли в порядок. Люблю читать детективы Агаты Кристи.

Вопрос «страшный», но все же: есть ли планы на будущее, куда собираешься поступать?

Насчёт будущего ещё серьёзно не задумывалась, пока в планах стать компьютерным лингвистом, потому что по счастливому стечению обстоятельств мне интересно ещё и программирование

Ого, а за программирование ты тоже сама взялась?

Программированием занималась на курсах во время карантина – стало скучно, и я хотела попробовать что-то новое. Тогда и понравилось.