Сначала ученик, потом учитель: как бывшие олимпиадники приходят работать в АПО

После получения диплома всеросс не заканчивается: победители и призёры становятся студентами, но не забывают про олимпиады и приходят работать в АПО. Мы поговорили с новыми преподавателями кафедры экономики и узнали, куда применить свой молодой талант и как развивать его в преподавании.

Студент 2 курса факультета экономических наук ВШЭ Михаил Грязнов — победитель Всероссийской олимпиады школьников по экономике и серебряный медалист Международной олимпиады 2021 года — возглавил кафедру экономики АПО. Новый руководитель поделился историей участия в олимпиадах и планами развития кафедры.

Про олимпиады и подготовку: почему всеросс сложнее межнара?

Михаил, вы из Красноярска, а в регионах часто случается, что школьники даже не в курсе существования олимпиад. Расскажите, как вы узнали про всеросс.

Мне кажется, что про всеросс я знал всегда — родился и знал. (смеётся) А про перечневые олимпиады мне рассказали школьные учителя. Я благодарен Людмиле Вадимовне, Галине Ивановне и Татьяне Григорьевне, которая вела у меня курс по основам экономики аж в четвертом классе. Пусть и не такая сильная, как в Москве, но подготовка к олимпиадам в регионах все равно есть.

Как вы готовились?

В основном самостоятельно — решал самые стандартные, а потом и олимпиадного уровня экономические задачи, прочитал базовый учебник по экономике за 9–11 классы. В 10 классе взял курс от онлайн-школы по подготовке к экономике. А в 11 я перешёл в школу Центра педагогического мастерства, и только тогда смог взять всеросс. Однако к тому времени у меня была уже серьёзная база знаний.

Как вы попали на международную олимпиаду по экономике?

Получив высокий балл на всероссе, я понял, что есть шанс попасть в сборную России, и начал готовиться к отбору. На самом деле, это настоящее везение, потому что на заключительном этапе мне завысили один балл. По-честному у меня 69 баллов, но мне поставили 70, и именно с этой границы приглашали на отбор на международную олимпиаду.

Её особенность в том, что если у тебя хорошее знание английского языка, вероятнее всего, ты её выиграешь. Поэтому, чтобы попасть в сборную России, нужно было решать задания на английском: тест по экономике, качественные задачи и кейс (большая качественная задача, в которой нужно придумать, как улучшить ту или иную компанию).

Какой уровень английского языка нужен, чтобы писать международную олимпиаду?

Думаю, между В2 и С1. Если знать английский на этом уровне и выучить 100 слов, можно писать олимпиаду. Задания составляют по большей части те люди, для которых английский не родной. В чём особенность человека, говорящего на иностранном языке? Его словарный запас ограничен, поэтому он выражает мысли одними и теми же словами. Именно эти конструкции и словосочетания чаще всего встречаются, не только экономические термины. Конечно, без знания, что «marginal product of labor» — это предельный продукт труда, заданий не решить. Но, например, часто встречается слово «следовательно» — «therefore», и это нужно выучить.

Что для вас было сложнее — всеросс или межнар?

Сложно сказать, потому что они разные. На всех этапах всеросса больше количественных задач на математику. А на межнаре, как правило, большинство задач качественные, кроме того, есть финансовая игра и тур по решению бизнес-кейсов.

Но победителями и призёрами всеросса становятся около 45% всех участников, поэтому вероятность его взять не так велика. На межнаре шансов занять призовое место гораздо больше. Однако туда сложнее попасть, потому что сначала нужно набрать достаточно баллов на всероссе, а потом пройти отбор, где ты соревнуешься с другими победителями и призёрами. Добраться до межнара сложнее, чем его взять! На самом деле, и со всероссом та же история: я прошёл только с третьей попытки, а диплом получил с первой.

Про преподавание и работу в АПО: чем занимаются экономисты?

Почему вы выбрали преподавание и как вы к этому пришли?

Когда я заканчивал 11 класс, из Школы ЦПМ ушёл учитель. Он порекомендовал меня, потому что я, наверное, неплохо учился (смеётся), и после собеседования с Артуром Ассанским, бывшим заведующим кафедрой экономики АПО и Школы ЦПМ, меня приняли. Полгода я работал только там, после чего стал помогать моему руководителю ещё и в АПО, и затем сменил его на должности заведующего.

Вам нравится преподавать?

На самом деле, мне больше нравится заниматься менеджментом образования. Если в школе у меня нет выбора, преподавать или нет, то в АПО много и другой работы.

Чем вы занимаетесь в менеджменте образования?

В основном организацией. Например, придумываю курсы, будь то курсы подготовки к муниципальному и региональному этапу ВсОШ или курсы повышения квалификации для учителей, ищу преподавателей для их ведения, провожу собеседования, разрабатываю материалы. Иногда нужно организовать мероприятия, игры или пробники перед заключительным этапом. Я отвечаю также за коммуникацию между руководителями и преподавателями.

Вы сейчас учитесь, как вам удаётся совмещать работу и учебу?

Задач много, но они не всегда времязатратные, особенно коммуникационные. Пока мне удаётся совмещать вуз, неполную занятость в школе и работу в АПО заведующим кафедрой. Но, например, мой коллега из службы внутренних коммуникаций АПО работает в Тинькофф бизнес-аналитиком, преподает в АПО и тоже учится в вузе. Я думаю, что по сравнению с ним я ничем в жизни не занят.

Вы упомянули Тинькофф. Я слышала, что вы организовывали совместный кейс-чемпионат АПО и Тинькофф. Можете рассказать подробнее?

Это было год назад. Артур Ассанский раньше работал в Тинькофф, он написал своим коллегам и они дали нам кейс, чтобы мы смогли организовать чемпионат. Участвовало много школьников: они разделились на команды по 3-6 человек, мы распредели их по классам и ребята приступили к решению реальной бизнес-задачи от Тинькофф. Это была возможность получить востребованный практический навык и применить знания экономики на реальном материале. После участники защитили свои проекты на сцене, а победители получили подарки.

В работу кафедр интегрируются и бывшие ученики Школы АПО. Эта история Даниэлы Давлетбаевой, которая пришла туда работать преподавателем, а сейчас ведёт ещё и группу кафедры экономики ВКонтакте.

Про олимпиады: как курсы АПО помогли взять всеросс?

Когда вы только учились в АПО, вы планировали пойти туда работать?

Нет, у меня не было никаких конкретных планов работать в АПО, когда я училась в школе. Однако мой опыт взаимодействия с АПО и победы на олимпиадах определённо помогли мне развить интерес к экономике и преподаванию.

Помогли ли занятия в АПО вашим успехам на всероссе?

Определённо. Я мало знала про то, что бывает на олимпиадах и как решать задания, когда начинала готовиться. Занятия в АПО заложили мне прочную основу в математике и экономике, помогли глубже понять темы, необходимые для хорошего написания олимпиады. Во многом благодаря этим занятиям я стала призёром всеросса.

Как вы планируете развивать экономическое направление в АПО?

Мы собираемся систематизировать контент, планируем создание подборок материалов для подготовки и организацию бесплатных мероприятий. Ещё мы думаем делать серию интервью с людьми, которые когда-то участвовали в олимпиадах по экономике и уже окончили вуз по экономическому направлению. Никто не знает, где работают экономисты! Бабушки и дедушки смотрят телевизор, где в каком-нибудь шоу есть завидный жених Павел, который окончил институт и работает экономистом. И никто не может объяснить, чем он занимается. Наша цель — познакомить ребят с профессиями, которые выбирают люди с экономическим образованием, и рассказать о трудоустройстве.

Почему экономика, а не математика, например?

В 8-9 классах я впервые попала в АПО на летнюю выездную школу по математике. Там я столкнулась с миром олимпиад впервые: мне очень понравились как занятия, так и задачи, которые нам давали для самостоятельного решения. Но начинать заниматься математикой на хорошем уровне было немного поздно. Я начала участвовать и готовиться к олимпиадам по экономике в 10 классе и в итоге прошла на всеросс.

Как вы готовились к олимпиаде?

Хотя я и уделяла много времени самостоятельному изучению предмета, мне удавалось заниматься экономикой только раз в неделю, слишком много нагрузки было по другим школьным предметам. В 11 классе я перешла в Школу ЦПМ, где было меньше предметов. Время на экономику освободилось, учеба в профильном классе только помогала. Да и чувствовала себя я гораздо увереннее.

Про работу в АПО: почему важно работать со школьниками?

Как вы попали в АПО и начали там работать?

После поступления в университет я искала возможности работать, и не только в сфере экономики. Так как я была только в начале пути и очень не хотела идти на работу, где мои знания никак не ценились бы, АПО была одним из самых лучших вариантов. Я подала заявление на должность преподавателя, и с моим бэкграундом меня довольно быстро приняли.

Вам нравится преподавать?

Да, я горю этим делом. Я решила заняться преподаванием, потому что хотела поделиться своей страстью к экономике и помочь школьникам развить навыки, необходимые им для достижения успеха в этой области, объяснить множество тем, на которые в основном и составляются задания.

Я знаю, что вы ведёте группу кафедры экономики во «ВКонтакте». Расскажите, что входит в ваши обязанности?

Как редактор группы «ВКонтакте» я должна следить за тем, чтобы она пополнялась новыми постами регулярно. Эти публикации должны быть полезными для школьников. Я проверяю их, иногда редактирую. Также я отвечаю за создание новых материалов и поиск других людей, которые будут это делать вместе со мной. Группа — это не только посты и материалы, но и сообщения, и комментарии, например. Так что я должна следить за тем, чтобы они не оставались без ответа.

Что нового вы планируете привнести в группу, может, что-то планируете поменять?

В будущем я планирую разработать больше интерактивных учебных материалов, таких как викторины и игры, и, возможно, пригласить докладчиков из мира экономики, чтобы они поделились своим опытом. Также хочется привлекать больше школьников, у которых уже есть значительный опыт в олимпиадах — при этом, не только в экономике.

Почему вам интересно работать со школьниками и важно развивать направление экономики среди олимпиадников?

Я считаю, что работа со школьниками — это одна из самых полезных и результативных вещей, которые я могу сделать, используя свои навыки и знания. Экономика — невероятно важный и актуальный предмет, и, помогая воспитывать следующее поколение экономистов и политиков, я могу внести свой вклад в то, чтобы сделать мир лучше.