По ту сторону парты: как вчерашние олимпиадники становятся преподавателями
Многие преподаватели АПО приходят к нам из числа наших же учеников. Закончив свой олимпиадный путь, с АПО они начинают карьеру в педагогике и науке. У них есть олимпиадный опыт, горячее желание делиться знаниями и еще свежи воспоминания о собственных школьных днях. Изменения в образовании они начинают с себя: ищут новые подходы, исправляют ошибки и применяют лучший опыт собственных учителей.
Как любимый предмет сделать любимой профессией и зачем талантливым школьникам идти в преподавание – увидим на примере историй Даниэлы Давлетбаевой и Софьи Солдатовой. Обе девушки познакомились с АПО еще в школе в качестве учениц, а теперь преподают математику.
Что сложнее: учиться или учить?
Быть экспертом в своем предмете и уметь научить других – разные вещи. Вот что рассказывает о своем опыте преподавательница и бывшая ученица АПО Даниэла Давлетбаева:
«Я пришла работать в АПО, потому что знала это место со школы и здесь у меня были знакомые. Сейчас мне кажется, что сложнее быть за учебной партой. Все представляется мне очень понятным сейчас, и я ищу пути донести это доступным для учеников языком. А в школе я мало что понимала, и приходилось много и усердно учиться, чтобы все постепенно прояснялось и соединялось в одну картину».
Не для всех преподавателей учиться оказалось сложнее, чем учить. Для Софьи Солдатовой все наоборот:
«Мне всегда нравилось объяснять что-то другим, общаться с большим количеством людей. Хотелось стать тем самым преподавателем, которого запомнят и полюбят, найти свой подход к обучению детей. Безусловно, сложнее быть «по ту сторону». Нужно удерживать внимание учащихся, удостовериться в том, что они все поняли, или же замечать тех, кому нужна помощь. Когда сидишь за партой, кажется, что ты бы объяснил эту тему по-другому, лучше, чем преподаватель. Но на деле представления в голове не всегда совпадают с реальностью».
Как преподавать школьникам?
«Уроки, о которых мы сами мечтали в школе» – принцип АПО. Недавние олимпиадники действительно могут поставить себя на место ученика и скорректировать урок, учитывая это. Так, к примеру, строит свои уроки Софья:
«Хочется, чтобы максимальное количество учащихся разобрались в теме. Пытаюсь вспомнить трудные моменты, с которыми я сама сталкивалась во время обучения. И это действительно помогает детям лучше воспринимать материал. В свое время мне повезло с учителями. Они действительно вдохновили меня на занятие математикой и преподаванием в том числе. Это были как преподаватели кружков, так и школ, репетиторы. К тому же, мне кажется, что методика не особо изменилась, ведь листковая система работает до сих пор».
*Софья Солдатова говорит о листковой системе. Это методика преподавания, при которой ученику дается листок с задачами. Если школьник считает, что решил задачу, он должен рассказать решение преподавателю, после чего получает либо «плюс», либо объяснение, почему его рассуждения неверны. По сути, это очень полезная корректировка самостоятельной работы.
«А мне кажется, что методика должна быть такая, чтобы по максимуму заинтересовать учеников, – дополняет Даниэла. – Если заставить их зазубрить схему решения – от этого не будет много толку. Нужно больше примеров из жизни, веселых задачек и игр, чтобы пробудить интерес к предмету. Я практически всегда стараюсь ставить себя на место ученика, вспоминаю, как мне было сложно понять что-то, и стараюсь сразу прояснить все непонятные моменты. Самая большая проблема тут – ребенком я часто понимала многие вещи быстрее других. Из-за этого я иногда немного тороплюсь в объяснениях сейчас. Но как только я это замечаю или меня переспрашивают, сразу стараюсь объяснить наиболее доступно и понятно с нужной скоростью».
Дружелюбное раскрытие возможностей
На старте карьеры учителю особенно важна поддержка — как методическая, так и моральная. Наши преподаватели находятся среди учеников и коллег, ради которых хочется стараться и самосовершенствоваться.
«АПО — дружелюбное раскрытие возможностей. Здесь тебя не будут заставлять что-то делать — ты будешь стараться сам, если этого захочешь. Олимпиады — это не только увлекательные задачки, которые расширяют твой кругозор и развивают твое мышление. Благодаря олимпиадам ведь можно поступить в вуз без вступительных испытаний, и поэтому стимул заниматься ими повышается. Но делать это стоит только если вы действительно горите процессом, ведь именно ваше желание — это ключ к успеху и счастью», — говорит Даниэла.
Софья Солдатова соглашается:
«АПО предоставляет действительно огромные возможности каждому, стоит только проявить желание. Возможности как в обучении, так и в работе. Это большая дружная семья, где ты всегда найдешь поддержку и обретешь новых друзей».
А если стать преподавателем еще в школе?
Кафедра математики АПО тесно сотрудничает с кафедрой математики Школы Центра педагогического мастерства. В этой школе ребята могут попробовать свои преподавательские навыки, уже будучи в старших классах.
Вот что говорит об этом руководитель обеих кафедр Арсений Кузнецов:
«Доносить свои мысли и правильно понимать собеседника, организовывать процессы и других людей, публично выступать — все эти навыки, приобретаемые в процессе преподавания, являются ключевыми в деятельности управленца,
бизнесмена, учёного, для работы в любой серьёзной индустрии. Именно поэтому мы стимулируем раннее получение нашими учениками преподавательского опыта, не столько даже предлагая им выбрать преподавательскую карьеру (хотя будем рады, если кто-то в итоге это сделает), но давая им возможность получить опыт, необходимый для будущей успешной деятельности в любой сфере.
Начиная с 10 класса ребята имеют возможность участвовать в регулярных кружках, каникулярных сборах и выездных школах в качестве ассистентов преподавателей. Они принимают решения у более младших школьников, разбирают сложные задачи индивидуально, помогают в составлении учебных материалов. И уже на первом курсе университета, получив первичный преподавательский опыт будучи школьниками, они могут самостоятельно вести занятия математических кружков».
Такие ученики действительно набираются опыта и оттачивают свои навыки как в научной, так и в преподавательской сфере. О сборах по комбинаторике отзывается ученица 11 класса школы ЦПМ и ассистентка образовательной площадки Екатерина Жемчугова:
«Этой зимой я работала на сборах по комбинаторике ассистентом преподавателя, и в мои обязанности входило слушать решения участников и проверять, насколько хорошо они поняли тему и решение каждой задачи, которую рассказывали. Иногда оказывалось, что человек что-то недопонял или не понял материал вообще: в таких случаях я рассказывала всю тему с нуля, начиная с теории и заканчивая примерами решения задач. Конечно, в такие моменты ты сам погружаешься в тему, ведь ты объясняешь ее другому человеку, особенно ребенку. Самому приходится понять все до мелочей. Сейчас я досконально разбираюсь в некоторых темах комбинаторики благодаря этому».