Откуда взялась «Черная пятница»?
Ежегодно в первую пятницу после американского Дня Благодарения (обычно это последняя неделя ноября) стартует знаменитая Чёрная пятница — «Black Friday» – день огромных скидок. Именно с Чёрной пятницы в западных странах начинается традиционный рождественский сезон распродаж, во время которого скидки достигают 90%.
Черная пятница – это не распродажа
Термин «Черная пятница» имел разные значения. Долгое время под этим словосочетанием подразумевали обвал рынка золота 24 сентября 1869 года. В последующие годы данный термин использовался для других биржевых кризисов на Уолл-стрит.
Отрывок статьи о судебных исках против спекулянтов Джея Гоулда и Джима Фиска из газеты «New York Herald» за ноябрь 1871 года.
Кроме этого, «Черная пятница» означала любую пятницу 13-го числа.
Заметка из газеты The Springfield Daily Leader за 4 января 1923 года, издававшейся в Спрингфилде, штат Миссури.
Когда термин «Черная пятница» обрёл современное значение?
Несмотря на то, что сначала «Черную пятницу» не воспринимали как некую распродажу, снижение цен после Дня благодарения всегда пользовалось популярностью.
Принято считать, что родоначальником Чёрной пятницы считается Фрэнк Вулворт. Именно он в конце XIX века придумал распродажи.
В 1923 году магазин в Пенсильвании рекламировал свою «Ежегодную распродажу после Дня благодарения» и «радикальные скидки на пальто и платья».
Фрэнк был очень стеснительным. Ему было трудно работать продавцом. Чтобы свести к минимуму общение с покупателями, он на все товары поставил ценники. До этого времени их не существовало. Кроме того, он сложил весь завалявшийся на складе товар на один стол возле окна и установил на всё цену в 5 центов. Результат превзошел все ожидания.
Продавцы поняли, что больше всего прибыли получается перед Рождеством. Отсюда и пошла традиция устраивать самые большие распродажи сразу после Дня Благодарения.
Сам термин «Черная пятница» появился в 1951 году, когда журнал Factory Management and Maintenance заметил интересную тенденцию: после Дня благодарения многие работники брали отгул по состоянию здоровья, а на самом деле хотели спокойно походить по магазинам в поисках скидок. В это же время выражение «Black Friday» стали употреблять полицейские из Филадельфии, шокированные нереальными пробками, которые ежегодно случались в пятницу после Дня благодарения.
Существует еще одна версия, почему этот день называется Черной пятницей: в американском бухгалтерском учете убытки отмечаются красным цветом, а прибыли – черным. Так как выручка в этот день была огромной, то и чёрный цвет в отчетности преобладал.
Традиция грандиозных распродаж быстро распространилась и в других странах. Именно в этот день сотни миллионов человек по всему миру сметают с полок все подряд. На первый взгляд, такая «щедрая» политика должна приносить убыток продавцам. Но большой поток покупателей сполна компенсирует низкие цены. Отметим, что в распродаже участвуют не только уцененные или непопулярные товары, но и лучшие товары в ассортименте. Ещё одна важная отличительная черта Чёрной пятницы – товар, приобретённый в этот день, вернуть в магазин (по любой причине) считается дурным тоном. Поэтому и процент возврата покупок невелик, что также на руку продавцам.
В России
Чёрная пятница проводится с 2013 года. Но товары со скидками в нашей стране продаются в основном через Интернет. Ассортимент от этого не страдает, со скидкой можно купить почти все. В акции уже участвуют многие популярные торговые сети и российские магазины. По величине скидок мы пока уступаем Америке, но и сама акция для нашей страны – явление ещё весьма новое.
Если и вы решили поучаствовать в Чёрной пятнице, желаем вам приятного шопинга и максимальных скидок! Кафедра экономики Ассоциации победителей олимпиад.