«Моя мечта – стать этнографом»: интервью с Марией Полторыхиной, ученицей АПО из Хангаласского улуса
Мария Полторыхина изучает историю искусств в рамках курсов от Ассоциации победителей олимпиад в Хангаласском улусе. Мария рассказала нам не только про эти занятия, но и про родную Якутию. Как здесь учатся и пишут олимпиады, чем уроки в АПО отличаются от школьных – читайте в интервью.
Расскажи, где ты сейчас учишься? Как ты узнала о занятиях от АПО по искусству?
Я учусь в 10 классе, живу в Покровске Хангаласского улуса в Якутии. Это город с населением 10 тысяч человек, скорее даже поселок городского типа.
Завуч передала нам информацию о том, что у нас будет проводиться программа ВШЭ для подготовки олимпиадников. Я начала ходить на курс по истории, но перешла на искусство — оно помогает охватить и всеобщую историю, да и сама сфера искусства мне ближе. К тому времени моя подруга уже занималась в АПО у Софьи Токаревой и говорила, что там классно. Вот я и попросилась в группу по истории искусств.
Как проходят ваши занятия?
В начале недели Софья присылает нам лекции, мы их смотрим и конспектируем. А в конце недели проводится семинар по соответствующей теме, на котором мы обсуждаем материалы лекции, пытаемся выводить характерные черты и особенности эпох в искусстве.
Мне нравится формат семинарских занятий, поскольку нужно самому отвечать. Но самое главное, приходится самому думать, а это, оказывается, довольно сложно! Удобно, что заранее присылают лекции: можно проработать и проанализировать теорию, которая на семинарах обобщается и становится еще понятнее.
Было какое-то особенно запомнившееся занятие?
Когда я только пришла в группу, у нас была тема «Искусство Месопотамии». Мне понравились атмосфера на занятии и сам преподаватель. На семинаре было очень много новой информации, несмотря на то, что я и так в общих чертах знала историю и культуру шумеров. Софья эти знания обобщила и вывела характерные для того искусства тенденции, которые можно сопоставлять с современными. Например, мы провели параллели между целями искусства шумеров и соцреализма. Это было забавно.
Ты пишешь олимпиады? Какие?
Я пишу олимпиады с начальной школы, но целенаправленно стала готовиться с восьмого класса. Сначала я писала олимпиады по математике, проходила на региональный этап, но дальше пройти не получилось. Тогда я решила кардинально сменить профиль и выбрала историю и историю искусств.
А вообще много школьников в Якутии пишут олимпиады?
Хангаласский улус сам по себе маленький, здесь живет всего 30 тыс. человек. Обычно для всех олимпиада заканчивается на муниципальном этапе, иногда кто-то проходит на региональный. Но перспективу пройти на заключительный рассматривают только в сильных лицеях.
Финалы перечневых олимпиад проводятся только в центральных городах. Если в этом году они будут очно, нам в них не поучаствовать, потому что мы очень далеко живем.
Какие у тебя планы на будущее? Где ты планируешь применить знания?
У меня мечта стать этнографом. Поскольку я живу в Якутии, меня окружают представители малой народности со своей самобытной культурой, которая довольно непопулярна среди исследователей и недостаточно изучена. В Якутии сейчас идет мощная политика национального возрождения, поэтому я с якутской культурой уже очень хорошо знакома. Но якутов всего лишь 500 тысяч человек, слышно про них в информационном пространстве не так много.
Более того, если культура самих якутов еще не под угрозой исчезновения, то в республике Саха проживает много малых коренных народностей, численность которых составляет несколько тысяч человек. Их история и культура могут просто забыться, а это довольно грустно.
Я пока не совсем представляю, какое образование нужно иметь, чтобы стать этнографом. Но мне близка ВШЭ, это модный и перспективный вуз. Я планирую поступить на направление «Культурология» или «История искусств».
Интересно побольше узнать про малые народности, о которых ты говоришь. Можешь рассказать о них подробнее?
Якуты – основное население республики Саха, русский этнос находится на втором месте. На территории Якутии также проживают долганы, эвены, эвенки. Они занимаются оленеводством, рыболовством и охотой, исповедуют шаманизм. Довольно популярное представление о Якутии: какие-то шаманы бегают, бьют в бубны… А еще метровый слой снега круглый год, олени вместо машин и норки бегают вместо белок.
Еще популярен в якутской культуре эпос Олонхо. Чтобы прочитать полный стих Олонхо, у сказителей уходит несколько дней: они садятся и читают без остановки, не засыпая.
Наверняка якутские школы отличаются от школ в других регионах. Как у вас устроена учеба?
Я недавно задумалась о том, что школьники в европейской части России учатся девять месяцев в году за исключением каникул, а мы теряем месяц за счет того, что у нас в январе-декабре наступают лютые морозы. По несколько недель стоит температура -50 и мы не ходим в школу.
Может, для некоторых в европейской части понятие «карантин» было новым, но у нас строго в марте-апреле начинается эпидемия гриппа, и школа не работает несколько недель. Еще мы не учимся 1-2 недели в сентябре, когда начинает холодать, а отопление еще не включают.
Какие-то особенные предметы у вас есть?
До 9 класса мы учили якутский язык в школе. Есть специализированные школы, где все обучение ведется на якутском – туда поступают дети, которые его уже знают. А самостоятельно выучить с одним уроком в неделю, как у меня, нереально.
До 8 класса у нас был урок национальной культуры народов Саха. С одной стороны, хорошо – какие-то знания о родном крае мы приобретаем. С другой стороны, нет разработанной цельной программы, а если и есть, то она рассчитана на большее количество часов. А вот МХК у нас, как и в других школах, нет.
В заключение хочу сказать, что было довольно неожиданно, когда про Хангаласский улус узнали и стали проводить бесплатную программу для подготовки к олимпиадам. Но это очень ценная возможность! Грустно, что не все мои сверстники ею пользуются.