«Математика бывает красивой, сюрреалистичной, философской, безумной». Как с каждой парой любимый предмет становится ещё интереснее

Этим летом множество учеников побывало на наших выездных школах и летних образовательных площадках, а некоторые — и не один раз! Один из них — ученик Школы ЦПМ Павел Погосян, который посетил целых три наших смены по математике. Почему он с удовольствием возвращается в АПО и чем занимается в свободное от математики время, Павел рассказал в нашем интервью.

Расскажи немного о том, как прошло твоё лето, на каких выездных школах ты побывал.

Моё лето было насыщено новым опытом, знаниями и впечатлениями. Я побывал на трёх выездных школах: одной по геометрии и двух по математике. Мне очень понравились так называемые математические бои, гитарно-поэтические вечера, а ещё я был рад новым знакомствам.

Подходит ли тебе формат обучения на выездной школе? Не надоело ли за несколько смен?

В целом подходит! Бывает, конечно, трудно работать в большом коллективе, но за это лето я набрался опыта, и я уверен, что следующий сезон выездных школ пройдёт ещё эффективнее. Для оттачивания мастерства и нужно повторение.

Почему ты выбрал именно математику?

Для меня математика — это творчество. Не похожее ни на какое другое! Оно может вызывать положительные эмоции, например, радость и удивление, а тоску, печаль и всё в таком духе — никогда.

Люди начали заниматься математикой из бескорыстного интереса: чистая математика нередко бывает откровенно бесполезной, а создавать что-то, что не имеет практического применения, как мне кажется, и есть настоящее творчество. Математика бывает красивой, сюрреалистичной, философской, безумной и помогает мне глубже понимать окружающий мир.

Что для тебя самое сложное в учёбе?

Наверное, понять, что именно мне нужно изучать, какие темы действительно важны, а какие можно оставить на потом.

Занимаешься ли ты исследовательской работой? Создаёшь что-то своё?

Да, я пытаюсь открывать и доказывать свои теоремы. Одну уже открыл и доказал, а затем открыл ещё одну — но доказать пока не даётся.

Как ты проводишь свободное время? Чем интересуешься помимо математики?

Я достаточно много времени провожу с людьми! Ещё люблю ездить по Москве, фотографировать, занимаюсь спортом (паркур, трюковой самокат), стараюсь просто наслаждаться жизнью и видеть в ней красоту. Но и в свободное время я много занимаюсь математикой.

Искусством тоже интересуюсь! Пишу стихи, обожаю музыку и, как уже говорил, люблю фотографировать.

Продолжи фразу: «Быть олимпиадником — значит…».

Быть олимпиадником — не значит выиграть всеросс. Быть олимпиадником — значит унести с олимпиады нерешённые задачи и биться над ними всю следующую ночь.

Есть ли у тебя какой-нибудь совет для тех, кто только начинает участвовать в олимпиадах и выездных школах?

Я бы посоветовал больше общаться с такими же олимпиадниками, чтобы понять, что к чему: какие есть важные темы, какие бывают олимпиады, как к ним готовиться. А ещё — просто чтобы обрести свою олимпиадную семью, единомышленников, друзей.

Что бы ты хотел спросить у себя из будущего?

Наверное, это: «А ты не жалеешь, что потратил время на математику?»