«Я напишу свою игрушку, в которую будет играть весь мир»: интервью с четвероклассником-программистом и его отцом

В школе Марк Комендантов учится в четвёртом классе, а в Школе АПО он занимается информатикой вместе со старшеклассниками. Когда в начале учебного года отец Марка Игорь Владимирович записал сына в Школу АПО для 9–11 классов, мы не были уверены, что это хорошая идея, и предупреждали о сложностях. Но теперь Марк один из самых прилежных учеников группы!

В чём секрет Марка: во врождённом таланте или усидчивости? Как родителям грамотно заниматься воспитанием таких уникумов? Об этом и многом другом мы поговорили с четвероклассником Марком Комендантовым и его отцом Игорем Владимировичем.

Марк, расскажи, пожалуйста, где ты учишься и почему тебе нравится получать знания?

Я ученик 4 «В» класса гимназии №1 города Салават, который находится в Республике Башкортостан. Также я много занимаюсь дома и посещаю занятия онлайн. Мне нравится учиться, потому что уже сейчас я понимаю, что крупные компании более заинтересованы в эрудированных сотрудниках.

Какие предметы школьной программы тебе интересны и почему?

Меня больше всего привлекают такие науки, как математика и информатика. Также интересуюсь английским языком. Ещё мне, как и всем школьникам, нравится физкультура. На ней можно повеселиться и дать голове немного отдохнуть.

Как много времени ты ежедневно уделяешь учёбе? Хватает ли окон в расписании на кружки и другие занятия?

Каждый день я уделяю учёбе по три часа. Родители делают для меня подборки задач, которые находят в образовательных группах в социальных сетях и интернете. Я довольно активный, иногда мне сложно усидеть на месте. Чтобы отвлечься от запоминания, с трёх лет я профессионально занимаюсь хоккеем. Спорт помогает мне выплёскивать накапливающуюся на занятиях энергию и развивает дух соперничества.

Также дух соперничества в тебе развивают олимпиады, в которых ты уже не первый год принимаешь активное участие. Каких успехов к середине четвёртого класса ты уже успел добиться?

В прошлом году, ещё в третьем классе, я выиграл школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по информатике за 9–11 классы. В этом — принял участие в муниципальном и теперь планирую дойти до заключительного и побороться за первенство. Сейчас активно занимаюсь олимпиадной подготовкой и езжу на сборы. Ежегодно становлюсь призёром или победителем республиканского этапа Гагаринской олимпиады.

Недавно я получил диплом третьей степени во Всероссийском учебном фестивале по искусственному интеллекту и программированию RuCode 6.0 и чемпионате по спортивному программированию, который проходил онлайн. В нём участвовали более 200 команд из разных городов — от Владивостока до Калининграда.

Задачи были интересные, и мне понравилось работать в команде со студентами. Мы с ними общались наравне: в их компании я чувствую себя комфортно и уверенно. Многих это удивляет, но я легко нахожу с ними общий язык, и даже после сборов и соревнований мы продолжаем хорошо общаться онлайн.

В школе АПО ты занимаешься информатикой по программе, рассчитанной на 9–11 классы. Сложно ли тебе соответствовать этому уровню?

Совсем не сложно. В обычной школе у меня ещё не началась информатика, но я уже добиваюсь успехов в этой сфере. Сейчас только учусь писать программы, для чего изучаю языки программирования. Мне нравится играть, и я хотел бы однажды создать алгоритм для своего приложения, когда у меня будет достаточный для этого уровень знаний. Хочется продолжить заниматься информатикой и стать чемпионом мира по спортивному программированию.

Игорь Владимирович, как Марк вообще пришёл к информатике?

Интерес у ребёнка появился ещё во втором классе. Он написал местную олимпиаду и стал победителем городского этапа. Из 30 максимально возможных баллов Марк набрал 25, а следующий за ним участник —15. Так мы с супругой разглядели у сына задатки в области математики. Стали давать ему больше литературы и развивать его, нашли разнообразные профильные кружки. Сначала он увлёкся языком программирования Pascal, затем выучил С++ и сейчас занимается Python. Новую информацию Марк впитывает буквально как губка, всё схватывает на лету и благодаря интенсивной и постоянной практике решения задач он быстро растёт в профессиональном плане.

Марк развит не по годам. Как на это реагируют его школьные учителя?

Марк — активный мальчик. Иногда это мешает и ему самому, и другим детям, и учителям. Нередко его просят вести себя поспокойнее, но для него важно выплёскивать знания. Кроме того, ему нравится быть в центре внимания и ловить на себе удивлённые взгляды.

Учителя часто недоумевают: изучать некоторые предметы в школе Марк ещё не начал, но уже добился в них крутых результатов. Не всегда окружающие осознают это и соотносят с реальностью. Вообще в школе все уроки даются сыну легко, он отличник. Из-за того, что на школьных уроках Марк иногда испытывает скуку, мы собираемся перевести его на самообразование. Ему хочется разбираться в более сложных темах и заниматься по собственной программе.

Как вы с супругой поддерживаете ребёнка?

Мы люди советской закалки и далеки от информатики, тогда ничего подобного не было. В наших силах — интуитивно поддержать его, предоставить ресурсы для изучения и дополнительные источники информации. Сейчас всё есть в интернете: не понял объяснение преподавателя — обратимся к другому или вместе посмотрим видео на YouTube. Нередко, например, включаем ролики с лекциями преподавателей МФТИ, которые читают студентам первого-второго курса.

Почему, на ваш взгляд, важно заниматься интеллектуальным развитием ребёнка и готовить его к участию в олимпиадах?

Олимпиады — это нестандартно и нешаблонно. Они учат ребёнка мыслить, смотреть на вещи под неожиданным углом и принимать правильные решения в самых сложных жизненных ситуациях. В советское время говорили: «Лучше одни плохие соревнования, чем две хорошие тренировки». Если перенести эту мысль на язык олимпиад, то получится, что одна олимпиада равнозначна паре недель хорошей учёбы.

Благодаря чему — усидчивости или таланту — в большей степени Марк добивается таких успехов?

Безусловно, на фоне других детей сын выделялся. Чувствуется, что у него есть определённые склонности. На мой взгляд, дело в таланте, а не в усидчивости, хотя сейчас он всё усваивает именно благодаря систематическим занятиям.

«В советское время говорили: „Лучше одни плохие соревнования, чем две хорошие тренировки“. Если перенести эту мысль на язык олимпиад, то получится, что одна олимпиада равнозначна паре недель хорошей учёбы».

Какие перспективы для сына вы видите в дальнейшем?

Ощущается нехватка прогресса, ему каждый день нужно покорять новые вершины. Только так развивается интерес. Думаю, эту проблему можно решить благодаря переходу на самообразование.

Как-то раз Марк сказал: «Я напишу свою игрушку, в которую будет играть весь мир». По сей день его как амбициозного ребёнка эта идея не оставляет. Однако, чтобы реализовать эту мечту, надо знать всё. Для этого мы плавно уходим в разработку, параллельно охватывая всю основную школьную программу.

В следующем году планируем освоить новые направления программирования, которые лишь будут подогревать интерес сына по мере его взросления.