О каких уроках мы сами мечтали в школе?
«Проводим такие занятия, о которых мы сами мечтали в школе» — так с самого начала звучит девиз Ассоциации победителей олимпиад. В День учителя мы решили сформулировать, какое именно значение вкладываем в эти слова. Анжелика Загашвили, которая более шести лет проработала преподавателем и заведующей кафедрой обществознания АПО, провела исследование и опросила наших коллег: какие занятия они ценили в школьные годы и к чему стремятся на своих уроках сейчас. Сегодня мы представляем вам манифест о тех профессиональных и личностных идеалах учителя, а также ценностях нашего сообщества, которых мы стремимся придерживаться и которые оберегаем в своей работе.
О подходе к преподаванию
1. Прежде чем начать преподавать, мы сами получили богатый опыт обучения: в школе за партой, на курсах олимпиадной подготовки, в кружках и клубах по интересам, в ведущих вузах России и зарубежья — теперь мы заимствуем у коллег лучшее и оставляем в прошлом отжившие методы преподавания и устаревшие данные.
2. Мы уверены, что хороший учитель — это профессионал в своей сфере, человек эрудированный и увлечённый, поэтому в Ассоциации победителей олимпиад собираются и остаются те люди, любовь которых к своему предмету не сломили ни долгая и упорная учёба, ни соревнования, ни экзамены — через все преграды мы не устаём открывать для себя мир науки и знания, по-детски удивляясь ему и по-взрослому его уважая.
3. Наши преподаватели в своей работе опираются на разные источники, используют вузовские материалы и научные исследования, постоянно повышают квалификацию — самостоятельно и на курсах в Ассоциации победителей олимпиад. Благодаря этому у нас получается делать уроки интересными для каждого слушателя и находить ответы на самые нестандартные вопросы учеников.
4. Наука и олимпиады объединяют людей, поэтому мы часто используем для курсов онлайн-формат: благодаря дистанционному обучению школьник из любого региона России может узнать что-то новое про олимпиады. Стремясь повышать доступность качественного дополнительного образования, мы также проводим бесплатные уроки и мероприятия.
5. Мы открыты для обмена опытом — поэтому выступаем на форумах, курсах повышения квалификации для учителей, а также делимся полезными материалами для подготовки на наших онлайн-ресурсах. Так, мы надеемся, всё больше школьников получат возможность выступать на олимпиадах и показывать на соревнованиях свои лучшие качества, ощущая поддержку от педагога в своей школе.
О проведении занятий
6. Нам не нравится роль говорящей головы, поэтому в преподавании мы стремимся не столько сообщить учащемуся факты, сколько научить его учиться самостоятельно и думать без опоры на навязанное мнение. Мы хотим, чтобы наши ученики однажды смогли бы справляться без нас.
7. Мы за активность на занятиях, поэтому часто проводим их в семинарских форматах: так рождается научная дискуссия в противовес непродуктивному и изнурительному заучиванию материала.
8. Мы считаем, что материалы занятий должны излагаться структурированно и понятным языком, чтобы их можно было зафиксировать и усвоить. Мы не делаем пространных отступлений, не изобретаем лишних формальных требований и стремимся быть в курсе современных методов образования. Наши уроки проходят живо и на волне всеобщей заинтересованности.
9. Мы считаем, что любая учёба должна быть не только интересной, но и полезной, поэтому выступаем за практикоориентированность: проводим опыты на занятиях по химии и биологии, пишем тексты на занятиях по литературе и обществознанию, много разговариваем на уроках английского и, кроме того, организуем профориентационные консультации — благодаря им наши слушатели узнают, к какой сфере в будущем смогут приложить свои знания и навыки.
10. Осознавая, что одно из главных конкурентных преимуществ современного человека — это понимание междисциплинарных связей, мы объединяем специалистов и учеников из разных областей знаний на межпредметных курсах и интеллектуальных играх.
11. Мы считаем важным расширять кругозор учеников, поэтому используем для этой цели все средства. Мы не только рассказываем о чём-то интересном в аудитории, но и выбираемся за её пределы: организуем экскурсии и выездные школы, практикумы в культурных и научных центрах Москвы.
12. Мы знаем, что современный мир тесно связан с виртуальным пространством и с каждым днём остаётся всё меньше профессий, в которых не используются информационные технологии. Поэтому на уроках мы активно их применяем. Они помогают нам делать то, что раньше казалось невозможным, и двигают современные науку и образование вперёд.
Об отношении к ученикам
13. Хороший учитель — не только профессионал, но и хороший человек. Мы уважительно относимся к ученикам, не ругаем их и не оказываем на них давления. Нам не нужны ни «обязаловка», ни наказания, чтобы научить других чему-то новому: мы знаем, что можем заинтересовать школьников в учёбе собственным примером и грамотно выстроенным диалогом.
14. Мы строим отношения с учениками на принципах доверия и взаимного обмена: прислушиваемся к их интересам, когда планируем занятия, поддерживаем в трудную минуту. Это не отменяет дисциплины, но на наших занятиях её соблюдают не из страха, а в силу того, что мы смогли найти с аудиторией общий язык.
15. Мы верим, что каждый человек уникален, поэтому даём ученикам возможность реализовать и проявить себя: задаём вопросы и внимательно слушаем ответы, поощряем творчество и самостоятельные исследования, оставаясь начеку, чтобы в нужный момент дать добрый совет.
16. Наши ученики могут рассчитывать на обратную связь от педагога — мы рассказываем, что у них уже отлично получается (у каждого без исключения есть таланты и сильные стороны!), а также обозначаем, над чем ещё можно поработать в будущем, подсказываем, как это сделать.
17. В подростковом возрасте люди ищут себя. Мы помогаем ученикам на этом пути, рассказывая не только об избранном предмете, но и о том, как можно найти идеальную учебную программу в вузе и профессионально реализовать себя в дальнейшем.
18. Мы уверены, что преподаватель должен вести себя этично и проявлять к учащимся эмпатию, понимание. Свои невзгоды мы оставляем за дверью аудитории, поэтому можем уделить внимание процессу обучения и самим ученикам.
19. Мы приходим на уроки не для того, чтобы самоутвердиться, а для того, чтобы поделиться любовью к олимпиадам и науке. Наши преподаватели, бывает, сами учатся у учеников. И в этом взаимном обмене знаниями есть особенная красота!
О работе в Ассоциации победителей олимпиад
20. Никто из нас не преподаёт только ради денег: мы сохраняем свою собственную увлечённость предметом и делаем свои уроки живыми и интересными, зная, что получим достойную оплату за свой труд.
21. За педагогами остаётся право самостоятельно определять объём и интенсивность нагрузки, это помогает сберечь желание передавать свой опыт школьникам. При этом преподаватель стремится качественно выполнить все взятые на себя задачи. Работу, которая не связана непосредственно с обучением, мы в основном делегируем сотрудникам «за кулисами» наших уроков — например, менеджерам, юристам, корректорам, дизайнерам. Мы берёжем в преподавателях их творческое начало.
22. Мы ценим друг друга, поэтому проводим много времени вместе на мастер-классах, играх, кинопросмотрах, методических встречах кафедр. Каждый год мы организуем День АПО и АПОскар — мероприятия, где преподаватели могут свободно пообщаться, обменяться профессиональным опытом и найти единомышленников, а также проявить себя и в дальнейшем развиваться внутри нашей организации.
23. Нам важно, чтобы курсы Ассоциации победителей олимпиад действительно нравились слушателям, поэтому мы регулярно собираем и обрабатываем обратную связь от наших учеников и преподавателей, а ценные идеи учитываем при составлении стратегии долгосрочного развития. Мы тщательно собеседуем новых сотрудников и каждый год проводим переаттестацию на кафедрах, но следим за тем, чтобы высокие требования не угнетали наших преподавателей.
24. В коллегах мы ценим инициативность — ждём предложений о новых курсах, мероприятиях и форматах занятий, а затем ищем способы поддержать и развить их идеи. Мы хотим, чтобы Ассоциация победителей олимпиад стала пространством для педагогического роста наших преподавателей, для новых возможностей и позитивных изменений в олимпиадном движении.
25. Мы — единомышленники, и эта идея нас мотивирует. Олимпиадное движение создало много крепких дружеских связей, а олимпиадники, однажды встретившись, больше не хотят терять друг друга из виду. Мы знаем это не только потому, что поддерживаем тёплые отношения с теми, с кем однажды ездили на соревнования, — многие наши ученики уже являются действующими преподавателями Ассоциации победителей олимпиад.
Нам нравится то, чем мы занимаемся, и каждый год мы стремимся к большему. Присоединяйтесь!