Летняя медиашкола АПО — 2025: итоги и результаты
В июле прошла пятая Летняя медиашкола Ассоциации победителей олимпиад. Участники 7 творческих мастерских работали над собственными медиапродуктами, готовились к олимпиадам по журналистике, посещали экскурсии, изучали креативные индустрии и пробовали себя в качестве журналистов. В финальный день смены участники представили свои проекты: документальный и художественный фильмы, подкасты, презентации, видеоэссе на английском языке и мультимедийный лонгрид. Ученики медиашколы поделились с нами своими впечатлениями и получившимися работами.
Мастерская креативных проектов в сфере культуры
Десятый юбилейный проект Креативной мастерской АПО был посвящён тому, как живёт современный театр, какие профессии — творческие и организаторские — существуют в нём сейчас, как работают его цеха и как устроено закулисье в XXI веке. Именно о закулисье ученики и сняли документальный фильм совместно с продюсерским проектом «Бродвей Москва», а также познакомились с устройством главной площадки мюзиклов в нашей стране. В рамках работы над фильмом участники изучили продюсерскую специфику театральных проектов, узнали о технологиях устройства сцены и искусстве создания документального кино.
Дарья Солоницына, участница мастерской:
«В этом году нам предстояло всего за 8 дней создать документальный фильм о театре. Программа была, с одной стороны, очень насыщенной, а с другой — достаточно сбалансированной, так как мы успевали слушать лекции о театральном деле и продюсировании, а в рамках практики изучать продвинутые программы для монтажа и работать с профессиональной камерой.
Местом съёмок нашего документального фильма стал театр МДМ. После создания сценария мы отправились туда, чтобы посмотреть мюзикл «Последняя сказка» и оказаться в закулисье. Нам удалось пообщаться с работниками разных цехов и увидеть собственными глазами, как рождается спектакль.
А после этого нас ждал просмотр отснятого материала и монтаж, монтаж, монтаж! Думаю, что на смене мне больше всего запомнились кричалки монтажёров после шести часов работы над фильмом, когда мы бежали радостные по коридору и у нас рождались идеи, как же сделать переход от одной части видео к другой».
Мастерская олимпиадной журналистики
Участники мастерской изучали жанровую специфику различных видов олимпиадных работ и учились применять в них знания, полученные на лекционных занятиях: об истории отечественной журналистики, правовом и этическом регулировании медиа, наиболее известных фигурах в российской и мировой журналистике. Ученики тренировались писать пробники разных олимпиад и затем анализировали их вместе с преподавателями.
Владислав Куприенко, участник мастерской:
«Мы работали в различных медиаформатах: учились писать репортажи, интервью, эссе, заметки. Преподаватели на мастерской не только давали качественную информацию по олимпиадам, но и уделяли внимание индивидуальным запросам. Некоторые занятия проходили в неформальной обстановке: за перекусом или на прогулке.
Отдельно хочется отметить, что нам дали хорошую историко-теоретическую базу по журналистике, которую надо знать для написания олимпиад, некоторая информация мне даже уже пригодились в работе. Когда мне поступило задание от руководителя разработать трансмедийный проект о жизни и произведениях малоизвестного военного корреспондента, я сразу же понял, что от меня требуется, и вспомнил о Михаиле Кольцове, который в 1938–1939 годах освещал войну в Испании. Помимо этого, общаясь с нашими преподавателями — выпускниками и студентами разных журфаков, — я получил представление о том, какие профильные факультеты есть, в чём их плюсы и минусы, каких специалистов они выпускают».
Мастерская медианавыков
Участники этой мастерской не просто узнали, как создаются разные форматы контента и как их адаптировать под разную целевую аудиторию, но и сразу же применили полученные знания на практике. Ученики создали мультимедийный лонгрид, в котором рассказали истории успешных участников всеросса, разместили блицопросы с героями и опубликовали интервью, которые сами же снимали. Кроме того, участники дополнили свой продукт психологическими советами для начинающих олимпиадников.
Эмилия Коршунова, участница мастерской:
«В течение недели мы знакомились с разными сферами медиа: SMM, фотография, дизайн, тексты, аудио, пробовали работать в студии и на платформе Tilda. Не могу выделить что-то, что больше всего запомнилось, так как все пары были разными и интересными, думаю, что в дальнейшем все полученные знания нам пригодятся.
Итогом нашей недельной работы стал лонгрид, посвящённый олимпиадникам. Каждый попробовал себя в новой роли. Было сложно работать с платформой, на которой раньше я не создавала проекты, но благодаря этому я получила ценные навыки. Преподаватели помогали нам с разных сторон: с кем-то снимали визитки, с кем-то пробовали дизайнить. Образовательная площадка получилась продуктивной, а закончили мы защитой нашего проекта. Мы видели, как ребята читали наш лонгрид, обсуждали между собой. Надеюсь, что он их действительно зацепил».
Ознакомиться с получившимся лонгридом можно по ссылке.
Мастерская научно-популярного подкаста
Совместно с проектом ЦПМ «В центре науки» в течение недели команда мастерской изучала искусство создания научно-популярного подкаста — от идеи и интервью до монтажа и релиза. Участники учились рассказывать о науке интересно и живо, а результатом их работы стала серия выпусков, посвящённых профессиональному пути учёных.
Анастасия Котерева, участница мастерской:
«Мы с ребятами учились основам журналистики, приобретали опыт интервьюеров, редакторов, саунд-дизайнеров и копирайтеров, а также писали тексты и сценарии, анализировали рынок российского подкастинга, но не забывали и о науке. Вместе с руководителем мастерской мы провели много встреч с научно-популярными журналистами и действующими учёными, например, беседовали с кандидатом биологических наук и менеджером медиапроектов в Сколтехе Никитой Лавреновым, молекулярным онкологом Дианой Сальниковой, космическим синоптиком Натальей Шлык и многими другими! Итоговым продуктом нашей мастерской стал многосерийный подкаст, который скоро появится на многих платформах.
Полученные навыки понадобятся мне, чтобы запустить уже свой проект, который будет рассказывать о медицинских аспектах психического здоровья».
Слушайте первые выпуски подкаста по ссылке в группе проекта «В центре науки».
Мастерская «Исследуем медиа»
Участники мастерской рассмотрели медиасферу с точки зрения истории, литературы и обществознания. Ребята изучили прошлое отечественной журналистики и современные тенденции в этой области, а также обсудили роль медиа в жизни общества в разные исторические эпохи. Кроме того, участники пробовали себя в качестве журналистов: они проявляли плёночные фотографии в лаборатории, брали друг у друга интервью и работали в видеостудии.
Кира Кац-Ванхадло, участница мастерской:
«Я предполагала, что в нашей мастерской, в отличие от других, упор будет на теоретические занятия, но была приятно удивлена тем, что ошиблась. У нас были как теоретические пары о происхождении медиа и людях, которые внесли свой вклад в развитие журналистики, так и увлекательные практические занятия, на которых мы брали друг у друга интервью и записывали видеовизитки в студии, а также сами создавали дизайн карточек о поэтах XVIII века. Две наши пары были посвящены проявлению плёночных фотографий в студии с помощью химических веществ. Это был очень интересный опыт, ведь никто из нас не делал ничего подобного ранее.
Самым запоминающимся моментом для меня была экскурсия по достопримечательностям Москвы, связанным с персоной Владимира Гиляровского. До этого мы обсудили его жизнь и произведения на парах. Из теоретических занятий мне особенно запомнились уроки о современных СМИ в России. Мы узнали о профессии журналиста в наши дни и получили советы о будущей работе в этой сфере. Ещё запомнилось занятие по социологии: преподаватель смогла заинтересовать своей темой с самого начала, так что я была во внимании до самого завершения пары».
Мастерская «Английский и Media Studies»
Участники этой мастерской на Летней медиашколе изучали английский язык через призму медиапространства. Ребята не только расширяли словарный запас по теме медиа, но и готовились к разным форматам олимпиад по предмету. Также они работали над видеоэссе, которое было посвящено образу принцесс из диснеевских мультфильмов разных времен.
Арина Иванова, участница мастерской:
«Вместе с нашим преподавателем мы изучали точки соприкосновения английского и медиа. Например, гостья рассказывала нам о том, какую важную роль могут играть языки в работе журналиста. Нашим итоговым проектом стало видеоэссе на английском. В нём мы всего за несколько минут рассказали о том, как на протяжении несколько десятилетий менялся образ принцесс Disney! Также много времени уделялось подготовке к олимпиадам по английскому языку. Почти каждый день мы что-то писали, слушали, читали. Преподаватель рассказывала нам, как быстро и эффективно справляться с разными форматами заданий на олимпиадах. Мне кажется, что программа получилась очень разнообразной. За неделю я не только узнала многое про медиа на английском, но и подготовилась к следующему олимпиадному сезону!»
Киномастерская
На одну неделю участники киномастерской превратились в настоящую съёмочную группу: ребята продумывали сценарий будущего фильма, искали локации для съёмок, подбирали образы персонажей и раскадровки для монтажа. Участники попробовали себя в качестве режиссёра, сценариста, монтажёра, продюсера, звукорежиссёра и художественного руководителя. Результатом работы мастерской стал короткометражный фильм, который ребята назвали «Отголоски прошлого».
Екатерина Норова, участница мастерской:
«Первые три дня работы мы продумывали сюжет фильма, изучали монтаж и драматургию. Остальные пары были посвящены продакшену. У нас было около 9 часов съёмок, и от каждого участника требовалась полная отдача.
Мы воплотили в том числе мою идею и добавили в канву фильма театр теней, вырезали для него фигурки и соорудили сцену в актовом зале. Это было довольно сложно, потому что надо было найти белую ткань, закрепить её, сделать так, чтобы солнечный свет не проникал в зал. В ход шло всё: скотч, стойки со штативами — и в конце концов это выглядело красиво!
Когда мы снимали финальную сцену, в которой главная героиня выходит к озеру, смотрит на своё отражение, видит в нём свои прошлые страхи, сомнения, было достаточно трудно, ведь надо было найти подходящую локацию, ракурс, нам был нужен водоём со свободным выходом к воде.
Кроме того, нам надо было проделать огромную работу за довольно короткий срок: мы закончили монтаж фильма в 11:40, а в 11:45 у нас уже была премьера.
Получился довольно полный сюжет: в нём есть несколько антагонистов, предыстория персонажей, символизм, архетипы. Итоговый вариант немного отличается от первоначальной идеи, но я думаю, что это сделало фильм более динамичным».
С участниками беседовала Юлия Серебрякова
Кураторы и ведущие преподаватели мастерских

Анастасия Ильинична Сумеди
Преподавательница кафедры литературы АПО, куратор Мастерской креативных медиа в сфере культуры. Студентка Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере МГУ им. М.В. Ломоносова. Абсолютная победительница заключительного этапа ВсОШ по литературе, призер — по обществознанию

Вероника Сергеевна Уварова
Куратор кафедры литературы АПО. Бакалавр кафедры стилистики русского языка и магистр кафедры цифровой журналистики факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. Призёр шести перечневых олимпиад по литературе и журналистике, победительница и призёр регионального этапа ВсОШ по литературе.

Никита Рафаилович Ильин
Преподаватель кафедры литературы и курсов по журналистике АПО, редактор целевых коммуникаций «Альфа-Банка», автор отдела статистики «Тинькофф-журнала», экс-редактор сайта газеты «Коммерсантъ». Выпускник бакалавриата и магистратуры Института медиа НИУ ВШЭ. Победитель олимпиады студентов и выпускников «Высшая лига» по направлению «Медиакоммуникации». Призёр олимпиады «Покори Воробьёвы горы!» по журналистике.

Влад Цой
Руководитель просветительского медиа ЮНЕСКО «Двор», менеджер проектов образовательной программы «Школьная лига». Соавтор книг «Научное волонтёрство: Делаем науку вместе» и «Это точно. Чёртова дюжина комиксов о науке и учёных». В прошлом — корреспондент и SMM-специалист научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера», портала oLogy, программы «Всенаука» и проекта «Люди науки». Экс-ведущий и продюсер подкастов «Английский по хитам с Практикумом» и «Голоса двора». Преподаватель «Мастерской подкастинга» образовательного центра «Сириус» 2021 года.

Глеб Владимирович Зуев
Руководитель Ассоциации победителей олимпиад и отдела медиасопровождения Центра педагогического мастерства. Выпускник факультета международной журналистики МГИМО. Куратор и преподаватель курсов по журналистике и медиа.

Татьяна Александровна Старостина
Преподавательница кафедры английского языка АПО, студентка американского университета по специальности «Международная политика», победитель и призёр олимпиад «Высшая проба», «Учитель школы будущего» и других перечневых олимпиад по английскому языку.

Алёна Алексеевна Алёшина
Педагог киноколледжа № 40 «Московская международная киношкола», преподаватель образовательного проекта «Профессиональное обучение без границ» по специальности «Оператор видеозаписи».