Помощник, наставник и проводник в мир олимпиад: кто такие кураторы Школы АПО и как они изменили учебный процесс

В этом учебном году мы усовершенствовали формат нашего онлайн-проекта «Школа АПО». Теперь, помимо преподавателей, у каждой учебной группы есть свой куратор — наставник с олимпиадным и педагогическим опытом, который сопровождает учебный процесс и общается с учениками вне занятий. Мы спросили кураторов, в чём заключается их работа, за что они её любят и с какими сложностями сталкиваются. О том, кто такие кураторы и как они изменили Школу АПО, читайте в нашем материале.

Кто такой куратор Школы АПО? 

Куратор — это помощник, старший наставник наших учеников и проводник в мир олимпиад. Кураторы Школы АПО вместе с преподавателями организуют учебный процесс и поддерживают ребят: они проверяют домашние задания, отвечают на вопросы по материалу курса, напоминают о графике олимпиад и сроках сдачи заданий, а также внимательно следят за успеваемостью учеников и составляют отчёты об их успехах.

«Я всегда на связи, поэтому ребята могут обратиться ко мне с любым вопросом. Помимо вопросов о курсе, я, например, отвечаю на вопросы об олимпиадах по английскому в целом. Если у учеников возникают какие-либо сложности с регистрацией на олимпиаду, я помогаю разобраться и найти необходимую информацию», — рассказывает куратор Школы АПО по английскому языку Женя Колпащикова. 

Более того, кураторы выстраивают комфортное, безопасное и дружелюбное олимпиадное сообщество, в котором ребята могут найти единомышленников, поделиться своими переживаниями и радостями и получить совет от старших наставников с олимпиадным опытом. 

Куратор Школы АПО по английскому языку Женя Колпащикова

«Я всегда на связи, поэтому ребята могут обратиться ко мне с любым вопросом. Помимо вопросов о курсе, я, например, отвечаю на вопросы об олимпиадах по английскому в целом».

«Куратор не только выполняет академические задачи, но и выстраивает личные взаимоотношения с ребятами, морально поддерживает их, — говорит куратор Школы АПО по обществознанию Маша Боброва. — Важно напоминать ребятам как о домашке, так и о важности отдыха, а также помогать пережить не очень хорошо написанную олимпиаду и принять неудачу, если она случается. Взаимоотношения ребят с куратором ближе, чем с преподавателем курса. Куратор помогает вооружиться к олимпиаде и академически, и морально. Например, отправить ученику какую-нибудь поддерживающую песенку перед этапом тоже бывает очень полезно!»

Что самое сложное в работе куратора?

Работа кураторов — это непростой труд, от которого зависит, насколько эффективным и комфортным будет обучение в Школе АПО. По мнению кураторов, самое сложное в их работе — составить индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика. 

Маша Боброва отмечает: «В моей группе больше двадцати человек. Бывает непросто найти индивидуальный подход к каждому ученику, поскольку в Школе учатся ребята из разных классов с разным уровнем подготовки, разными целями и желаниями. Куратору важно понять цели конкретного ученика и правильно подобрать материалы под эти цели. Обществознание — очень широкая дисциплина. В ней много теории, выучить её всю невозможно. Но есть условный набор базовых знаний, в которых тем не менее трудно ориентироваться. Моя задача — дать ребятам только самую нужную и полезную теорию, не перегрузив их слишком сложной или узкоспециальной информацией».

Кроме того, кураторы сталкиваются с организационными и техническими сложностями. 

«Для ребят куратор — это человек, который решает все проблемы. Но иногда приходится объяснять, что с некоторыми сложностями я не в силах справиться: например, когда речь идёт о каких-то технических сбоях. Ими занимаются другие специалисты», — делится Женя Колпащикова. 

«У меня сложность одна — иногда нужно несколько раз проверить, сделали ребята то, что нужно, или нет, — рассказывает куратор Школы АПО по математике Анвар Хасанов. — Например, напоминать про регистрацию на олимпиаду, пока этого не сделают все ученики. Куратору важно убедиться, что работа доведена до конца». 

За что кураторы любят свою работу?

Куратор Школы АПО по обществознанию Маша Боброва

У наших кураторов есть педагогический опыт: многие из них ведут или вели занятия в рамках других проектов АПО. Мы спросили, почему они выбрали именно роль куратора и чем она отличается от работы преподавателя. 

«Больше всего в работе куратора мне нравится общение с талантливыми и интересными учениками. Раньше я преподавала английский на интенсивах АПО. На курсах мы встречались с ребятами каждый день, но наше общение заканчивалось, когда заканчивался интенсив. Сейчас же я понимаю, что у нас есть возможность сформировать более тесную эмоциональную связь. Я надеюсь, что продолжительное общение с ребятами позволит им больше доверять мне, и благодаря этому мы сможем более эффективно решать проблемы, которые возникают в ходе подготовки к олимпиадам. Мне приятно быть полезной, я чувствую удовлетворение, когда могу помочь обратившемуся ко мне ученику. Я очень довольна, что выбрала именно такую роль в АПО», — рассказывает Женя Колпащикова.  

Маша Боброва совмещает роль преподавателя и куратора. Она считает, что самое ценное в её работе — обратная связь от учеников. «В своей работе я больше всего ценю реакцию детей на занятия, когда они говорят, что поняли то, чего раньше не могли освоить, или когда у них появляется искренний интерес к той или иной теме. Например, недавно я дала ученикам текст, на основе которого один из них решил сделать собственный исследовательский проект. Это безумно круто и здорово!» — говорит Маша.

«В своей работе я больше всего ценю реакцию детей на занятия, когда они говорят, что поняли то, чего раньше не могли освоить, или когда у них появляется искренний интерес к той или иной теме».

Как кураторы изменили Школу АПО?  

«Благодаря тому, что в этом году в проекте появились кураторы, мы можем уделять ученикам больше внимания, давать более подробную и индивидуальную обратную связь, — рассказывает координатор  проекта „Школа АПО“ Марина Шатская. — Для нас важно мнение детей о том, как проходит обучение, насколько оно для них полезно и комфортно, поэтому мы опрашиваем ребят и исходя из этого строим планы по улучшению работы кураторов и проекта в целом». 

Марина также отмечает, что в будущем работа кураторов будет совершенствоваться: «На данный момент хочется ещё большего взаимодействия между детьми и кураторами, чтобы ребята получали больше дополнительного материала по своему предмету и заряжались мотивацией участвовать в олимпиадах».