Помощник, наставник и проводник в мир олимпиад: кто такие кураторы Школы АПО и как они изменили учебный процесс
В этом учебном году мы усовершенствовали формат нашего онлайн-проекта «Школа АПО». Теперь, помимо преподавателей, у каждой учебной группы есть свой куратор — наставник с олимпиадным и педагогическим опытом, который сопровождает учебный процесс и общается с учениками вне занятий. Мы спросили кураторов, в чём заключается их работа, за что они её любят и с какими сложностями сталкиваются. О том, кто такие кураторы и как они изменили Школу АПО, читайте в нашем материале.
Кто такой куратор Школы АПО?
Куратор — это помощник, старший наставник наших учеников и проводник в мир олимпиад. Кураторы Школы АПО вместе с преподавателями организуют учебный процесс и поддерживают ребят: они проверяют домашние задания, отвечают на вопросы по материалу курса, напоминают о графике олимпиад и сроках сдачи заданий, а также внимательно следят за успеваемостью учеников и составляют отчёты об их успехах.
«Я всегда на связи, поэтому ребята могут обратиться ко мне с любым вопросом. Помимо вопросов о курсе, я, например, отвечаю на вопросы об олимпиадах по английскому в целом. Если у учеников возникают какие-либо сложности с регистрацией на олимпиаду, я помогаю разобраться и найти необходимую информацию», — рассказывает куратор Школы АПО по английскому языку Женя Колпащикова.
Более того, кураторы выстраивают комфортное, безопасное и дружелюбное олимпиадное сообщество, в котором ребята могут найти единомышленников, поделиться своими переживаниями и радостями и получить совет от старших наставников с олимпиадным опытом.
«Куратор не только выполняет академические задачи, но и выстраивает личные взаимоотношения с ребятами, морально поддерживает их, — говорит куратор Школы АПО по обществознанию Маша Боброва. — Важно напоминать ребятам как о домашке, так и о важности отдыха, а также помогать пережить не очень хорошо написанную олимпиаду и принять неудачу, если она случается. Взаимоотношения ребят с куратором ближе, чем с преподавателем курса. Куратор помогает вооружиться к олимпиаде и академически, и морально. Например, отправить ученику какую-нибудь поддерживающую песенку перед этапом тоже бывает очень полезно!»
Что самое сложное в работе куратора?
Работа кураторов — это непростой труд, от которого зависит, насколько эффективным и комфортным будет обучение в Школе АПО. По мнению кураторов, самое сложное в их работе — составить индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика.
Маша Боброва отмечает: «В моей группе больше двадцати человек. Бывает непросто найти индивидуальный подход к каждому ученику, поскольку в Школе учатся ребята из разных классов с разным уровнем подготовки, разными целями и желаниями. Куратору важно понять цели конкретного ученика и правильно подобрать материалы под эти цели. Обществознание — очень широкая дисциплина. В ней много теории, выучить её всю невозможно. Но есть условный набор базовых знаний, в которых тем не менее трудно ориентироваться. Моя задача — дать ребятам только самую нужную и полезную теорию, не перегрузив их слишком сложной или узкоспециальной информацией».
Кроме того, кураторы сталкиваются с организационными и техническими сложностями.
«Для ребят куратор — это человек, который решает все проблемы. Но иногда приходится объяснять, что с некоторыми сложностями я не в силах справиться: например, когда речь идёт о каких-то технических сбоях. Ими занимаются другие специалисты», — делится Женя Колпащикова.
«У меня сложность одна — иногда нужно несколько раз проверить, сделали ребята то, что нужно, или нет, — рассказывает куратор Школы АПО по математике Анвар Хасанов. — Например, напоминать про регистрацию на олимпиаду, пока этого не сделают все ученики. Куратору важно убедиться, что работа доведена до конца».
За что кураторы любят свою работу?
У наших кураторов есть педагогический опыт: многие из них ведут или вели занятия в рамках других проектов АПО. Мы спросили, почему они выбрали именно роль куратора и чем она отличается от работы преподавателя.
«Больше всего в работе куратора мне нравится общение с талантливыми и интересными учениками. Раньше я преподавала английский на интенсивах АПО. На курсах мы встречались с ребятами каждый день, но наше общение заканчивалось, когда заканчивался интенсив. Сейчас же я понимаю, что у нас есть возможность сформировать более тесную эмоциональную связь. Я надеюсь, что продолжительное общение с ребятами позволит им больше доверять мне, и благодаря этому мы сможем более эффективно решать проблемы, которые возникают в ходе подготовки к олимпиадам. Мне приятно быть полезной, я чувствую удовлетворение, когда могу помочь обратившемуся ко мне ученику. Я очень довольна, что выбрала именно такую роль в АПО», — рассказывает Женя Колпащикова.
Маша Боброва совмещает роль преподавателя и куратора. Она считает, что самое ценное в её работе — обратная связь от учеников. «В своей работе я больше всего ценю реакцию детей на занятия, когда они говорят, что поняли то, чего раньше не могли освоить, или когда у них появляется искренний интерес к той или иной теме. Например, недавно я дала ученикам текст, на основе которого один из них решил сделать собственный исследовательский проект. Это безумно круто и здорово!» — говорит Маша.
Как кураторы изменили Школу АПО?
«Благодаря тому, что в этом году в проекте появились кураторы, мы можем уделять ученикам больше внимания, давать более подробную и индивидуальную обратную связь, — рассказывает координатор проекта „Школа АПО“ Марина Шатская. — Для нас важно мнение детей о том, как проходит обучение, насколько оно для них полезно и комфортно, поэтому мы опрашиваем ребят и исходя из этого строим планы по улучшению работы кураторов и проекта в целом».
Марина также отмечает, что в будущем работа кураторов будет совершенствоваться: «На данный момент хочется ещё большего взаимодействия между детьми и кураторами, чтобы ребята получали больше дополнительного материала по своему предмету и заряжались мотивацией участвовать в олимпиадах».