Искусство «от и до» за один год: путь учителя и ученика к диплому всеросса
Осенью наша ученица из Покровска Мария Полторыхина рассказывала нам про родную Якутию и профессию мечты, а теперь у нас новый прекрасный повод для беседы: ее призерство на всероссе по искусству! В течение всего года Мария занималась в рамках нашего совместного проекта с НИУ ВШЭ для Хангаласского улуса. Мы попросили нашу ученицу и ее преподавательницу в АПО Софью Токареву рассказать об их совместном пути к этой победе.
Софья, расскажи, пожалуйста, каком формате проходили ваши занятия с Марией в рамках совместного проекта АПО и ВШЭ.
Мария получала блок записей от Школы АПО, по итогам которых проходили семинары. Так работали до регионального этапа, а после него мы с ней просто всё обговаривали. Она умеет очень хорошо вычитывать информацию, синтезировать её. Поэтому я искала и отправляла материалы, а Мария дальше сама во всём разбиралась. В таком формате удалось пройти всю историю искусства от и до. Если Мария чувствовала, что у неё затык по какому-нибудь блоку, я накидывала ей ещё литературы. Мы систематически созванивались, много разговаривали, обсуждали разные темы.
Какие темы было важнее всего разобрать?
История искусства – это абсолютно обо всём. У составителей олимпиады, конечно, есть некоторые пунктики в духе Шекспира и нескольких других тем, но на самом деле они могут дать всё что угодно. Надо знать очень много и подучить самые часто повторяющиеся темы, но это не спасёт, если сфокусироваться на чём-то одном.
Насколько тяжело готовить ученика, который находится в тысяче километров от тебя?
Для меня расстояние не имеет значения. Это трудность скорее для учеников. Нам с Марией и разница во времени не мешала. У меня нет определённого режима, поэтому в этом плане всё тоже было нормально.
Что, на твой взгляд, помогло Марии добиться отличных результатов?
Она гений! Она абсолютно гениальна. Многим ребятам не хватает базовых знаний (возможно, проблема в школьном уровне преподавания), также результат зависит и от самодисциплины ребёнка, особенно если он не может приходить к тебе на занятия очно. Мария же умная, дисциплинированная, у неё есть чёткая цель, поэтому справиться с форматом нашей работы из всей группы смогла именно Мария.
Мария, с чего начался твой олимпиадный путь?
Весной прошлого года я получается начала проходить программы АПО в нашем районе. Сначала изучала историю, но мне стало скучно, поэтому решила уйти в МХК. Тогда я даже не думала, что буду поступать по истории.
Как проходила твоя подготовка к олимпиаде?
Думаю, без Софьи, моего педагога из АПО, я не прошла бы дальше школьного этапа. Она давала все материалы. Я просто заучивала информацию из лекций, читала «Малую историю искусств», которую рекомендовала Софья, и повторяла то, что отрабатывали на семинарах. Для своего удобства делала скриншоты лекций и заучивала карточки. С этим вот багажом я и пришла на заключительный этап и стала призёром.
В сентябре прошлого года ты уже давала интервью АПО и сказала, что хочешь стать этнографом. Изменились ли твои приоритеты за это время?
Изменились: сейчас я хочу стать востоковедом-китаистом. Думаю поступать в Москву в НИУ ВШЭ.
В чём особенность олимпиады по МХК?
Каждая олимпиада специфична, а по МХК она вообще особенная. Истории искусства как таковой, особенно на заключительном этапе, там не очень много. На школьном и муниципальном этапах у нас проверяли фактологию из истории искусства, нужно было знать советских режиссеров и актёров. Важно понимать логику составителей и какие примерные формулировки ответов они принимают.
Если бы я могла обратиться к себе год назад и подсказать, как готовиться к олимпиаде по МХК, я бы просто сказала: «Выучи всех советских режиссёров, актёров и нарешивай задания». У АПО, например, есть очень хороший паблик по истории искусств, где можной найти все материалы, просто их выучить и всё — призёрство есть. Ещё один лайфхак по заданиям МХК: составители олимпиады любят задавать вопросы по региону, где проводится заключительный этап (в этом году были вопросы по Казани).
Чем тебе помогли занятия в АПО?
Мне очень повезло познакомиться с Софьей, она замечательнейший преподаватель и очень приятный человек. Я, конечно, говорю, что для олимпиады по МХК особо ничего знать не нужно, но на самом деле это не совсем так. Прийти и сходу написать олимпиаду в любом случае не получится. Я родом из Хангаласского улуса, у нас с образованием неплохо, но Софья очень выбилась из этой картины и представления об учителе в целом. Думаю, это тоже повлияло на результат.
Помню, как мы созвонились с Софьей после регионального этапа, не зная ещё, прошла ли я на заключительный. Мы тогда просто разговаривали об искусстве, не про задания. Софья уже искусствовед, поэтому беседы с ней были особенно интересными для меня.
Сколько ребят из твоего региона участвуют в олимпиадах?
В этом году на заключительный этап поехали пять человек. У нас есть очень хороший центр подготовки «Малая Академия Наук». Они занимаются конкретно с олимпиадниками, проводят интенсивы, но в основном это связано с техническими предметами. В этой области по всей России довольно большая конкуренция, поэтому, хотя у нас в регионе нормальный уровень подготовки, Москве мы уступаем.
Как проходил заключительный этап в этом году?
Заключительный этап по МХК проходил в Казани — там прекрасно! Если говорить о заданиях, мы уже привыкли, что обычно спрашивают какие-то определённые темы, например, Шекспира, Англию, современных архитекторов (специфические памятники искусства, как дом в форме котика)
и юбиляров. Но в этом году вообще не было современного искусства. Кроме того, обычно на заключительном этапе дают задания по зарубежной культуре, но в этот в основном была только русская. В целом это не случайно: 2022 год — это год народной культуры.
Общалась я в большей степени с девочками с Дальнего Востока, нас вместе поселили. Такие большие сборные, как Татарстан, Санкт-Петербург, Москва обычно держались отдельно. Ребята из других регионов группировались вместе.
Какие качества нужны для того, чтобы затащить всеросс?
На открытии заключительного этапа в этом году нас спрашивали об этом, и почти все отвечали: «Любовь к искусству». Я же сидела и думала, что любить МХК, конечно, важно, помимо всего прочего, просто нужны нервы. Во время олимпиады представляла, как приеду домой, начну наконец нормально заниматься искусством: например, читать книги про Возрождение, которые мне не очень сильно пригодятся на самом всероссе. Зато олимпиада по МХК ещё больше привила мне интерес к искусству. Это здорово!
Какой ты сейчас представляешь себе жизнь после олимпиады?
Легче не станет, потому что я планирую поступать не по МХК, а по истории. Надо начинать готовиться уже сейчас, поэтому я не планирую отдыхать. Поездка и диплом всеросса помогли поднять самооценку и понять, что олимпиада не такая уж и страшная. Заключительный этап — это не что-то недоступное.