«Культурология — самый интерактивный и реальный предмет»: преподавательница АПО об искусстве на олимпиадах, в университете и на работе

Дважды абсолют всеросса по МХК и наша преподавательница Елизавета Кожаринова не только не устаёт изучать искусство, но и открывает в нём для своих учеников новые измерения, связывая с другими сферами жизни. Елизавета уже стала автором первой в АПО программы по культурологии, а теперь работает над новым оригинальным проектом.

Что вызвало у вас такой интерес к искусству ещё в детстве? 

Дома всегда была культурная среда: моя мама — профессор и культуролог. Благодаря школьной учительнице по мировой художественной культуре я ещё больше заинтересовалась предметом и начала участвовать в олимпиадах. Также в детстве мне нравилось ходить по музеям и узнавать новое. 

С чего начался ваш олимпиадный путь в МХК? 

Когда восьмиклассницей я впервые приняла участие во всероссе за девятый, ни на что не надеялась. Этап за этапом удавалось пройти дальше — и так до заключительного. Довольно скоро поняла, что в олимпиадах по МХК важно не столько иметь большую эрудицию, сколько понимать, что от тебя хочет жюри. 

Абсолютом по МХК вы стали уже в девятом классе. Как добились такого результата?

В девятом классе я занималась в ЦПМ с тренером Анастасией Станиславовной Лосевой, у нас часто проходили сборы по МХК. Мы учились с девяти утра до полуночи. Такая интенсивная подготовка в сумме с самостоятельной работой — изучала критерии, пыталась представить, как устроена олимпиада, каких ответов ждёт жюри, — дала о себе знать.

«В олимпиадах по МХК важно не столько иметь большую эрудицию, сколько понимать, что от тебя хочет жюри».

Когда вы стали абсолютом, не возникло соблазна расслабиться? Как удалось повторить такой успех?

На самом деле я расслабилась. С одной стороны, это дело случая, с другой — однажды разобравшись с критериями и сутью олимпиады, дальше уже можно не напрягаться. Ещё в школе среди моих знакомых были восхитительные искусствоведы с глубокими аналитическими способности, но это не позволило им выиграть олимпиад. Важны не только знания, но и понимание формата. Став абсолютом однажды, повторить этот успех несложно.

Помимо всеросса, в вашей коллекции есть ещё диплом «Высшей пробы» по культурологии. Отличалась ли подготовка к этой олимпиаде?

После всеросса мне не так сильно была нужна «Высшая проба», поэтому к ней особо не готовилась. Мне просто было интересно попробовать. Между всероссом и олимпиадой, которую организует НИУ ВШЭ, есть отличия. Во-первых, последняя более качественная и сложная в написании. Требуемые знания — знания повышенного уровня, более детальные. Во-вторых, там не так просто понять, какого ответа ожидает жюри: критерии более расплывчатые. На «Высшей пробе» проверяются аналитические способности, кругозор и эрудированность, а не умение соответствовать заданию. 

Что необходимо знать и уметь, чтобы затащить гуманитарные предметы, в частности МХК? 

Чтобы затащить всеросс, надо понять его. Перечневые олимпиады требуют более глубоких знаний, особенно по культурологии. Недостаточно просто знать историю искусств, нужно также разбираться в социологии и философии. Я бы посоветовала читать как можно больше литературы, которую рекомендуют первокурсникам профильных направлений.

Правда, что подготовка к МХК может быть в удовольствие: смотришь фильмы, изучаешь памятники архитектуры и живопись — о чём ещё мечтать?

Подготовка может быть приятной. Вместе с тем, например, просмотр фильмов, пока ты ещё не искусствовед по натуре и до мозга костей, сильно отличается от его просмотра с образовательной целью. Каждую минуту кинематографического повествования нужно напрягаться, контролировать факты, детали и всё анализировать. Хоть это и тяжело, можно получить гораздо более глубокий контакт с произведением искусства. 

После всеросса вы поступили в НИУ ВШЭ на программу «Культурология». Почему решили продолжить углубляться в предмет?

Во время поступления я выбирала между историей искусств и культурологией и остановилась на втором. Эта программа более сложная и интересная. Также на примере сестры, выпускницы культурологического факультета НИУ ВШЭ, я убедилась в том, что учёба там меняет склад ума. Он становится более аналитическим и острым. Изучение культуры, социологии, философии и логики меняет человека. 

За такое продолжительное время не было перегораний во время подготовки? 

В процессе учёбы выгорания не было. МХК сложно не любить: погружение в мир искусства приносит огромное удовольствие. Однако однажды я столкнулась с профессиональной деформацией и поняла, что нельзя воспринимать жизнь как вечную подготовку к олимпиаде.

«Нельзя воспринимать жизнь как вечную подготовку к олимпиаде».

На факультете мы часто путешествуем по различным городам, участвуем в интенсивных сборах, которые отличаются суровыми образовательными условиями. Впоследствии куда бы я ни ехала самостоятельно, не могла себе позволить по-другому относиться к поездке. Составляла себе огромный список достопримечательностей, исследовала все исторические факты. 

В АПО вас знают как создателя нашей первой выездной школы по культурологии. Как это было? 

Идею придумала заведующая кафедрой Анна Ковалёва. Программа предполагала знакомство ребят с культурологией, которая сильно отличается от других олимпиадных предметов. Мне предоставили свободу в определении круга тем и предметов. Я выбрала всё самое интересное и составила хайлайт всего, что знаю сама. 

На мой взгляд, культурология — самый интерактивный и реальный предмет для школьников, потому что феномены повседневной жизни отражаются в сфере искусства, философии. На той выездной мы затронули все области — от медиакультуры до социологических подходов и методов исследования. Вышло насыщенно и сложно. 

Над какими проектами АПО вы работаете сейчас?

Совместно с преподавателями кафедры мы планируем сделать проект по культуре регионов России. Незаслуженно им уделяют мало внимания. Формат пока на стадии разработки: мы думаем, представить ли подкаст для любых слушателей или образовательную программу для учеников. Над этим проектом ещё много работы, но мы обязательно доведём его до конца и создадим объединяющий и полезный ресурс.