«Культурология — самый интерактивный и реальный предмет»: преподавательница АПО об искусстве на олимпиадах, в университете и на работе
Дважды абсолют всеросса по МХК и наша преподавательница Елизавета Кожаринова не только не устаёт изучать искусство, но и открывает в нём для своих учеников новые измерения, связывая с другими сферами жизни. Елизавета уже стала автором первой в АПО программы по культурологии, а теперь работает над новым оригинальным проектом.
Что вызвало у вас такой интерес к искусству ещё в детстве?
Дома всегда была культурная среда: моя мама — профессор и культуролог. Благодаря школьной учительнице по мировой художественной культуре я ещё больше заинтересовалась предметом и начала участвовать в олимпиадах. Также в детстве мне нравилось ходить по музеям и узнавать новое.
С чего начался ваш олимпиадный путь в МХК?
Когда восьмиклассницей я впервые приняла участие во всероссе за девятый, ни на что не надеялась. Этап за этапом удавалось пройти дальше — и так до заключительного. Довольно скоро поняла, что в олимпиадах по МХК важно не столько иметь большую эрудицию, сколько понимать, что от тебя хочет жюри.
Абсолютом по МХК вы стали уже в девятом классе. Как добились такого результата?
В девятом классе я занималась в ЦПМ с тренером Анастасией Станиславовной Лосевой, у нас часто проходили сборы по МХК. Мы учились с девяти утра до полуночи. Такая интенсивная подготовка в сумме с самостоятельной работой — изучала критерии, пыталась представить, как устроена олимпиада, каких ответов ждёт жюри, — дала о себе знать.
Когда вы стали абсолютом, не возникло соблазна расслабиться? Как удалось повторить такой успех?
На самом деле я расслабилась. С одной стороны, это дело случая, с другой — однажды разобравшись с критериями и сутью олимпиады, дальше уже можно не напрягаться. Ещё в школе среди моих знакомых были восхитительные искусствоведы с глубокими аналитическими способности, но это не позволило им выиграть олимпиад. Важны не только знания, но и понимание формата. Став абсолютом однажды, повторить этот успех несложно.
Помимо всеросса, в вашей коллекции есть ещё диплом «Высшей пробы» по культурологии. Отличалась ли подготовка к этой олимпиаде?
После всеросса мне не так сильно была нужна «Высшая проба», поэтому к ней особо не готовилась. Мне просто было интересно попробовать. Между всероссом и олимпиадой, которую организует НИУ ВШЭ, есть отличия. Во-первых, последняя более качественная и сложная в написании. Требуемые знания — знания повышенного уровня, более детальные. Во-вторых, там не так просто понять, какого ответа ожидает жюри: критерии более расплывчатые. На «Высшей пробе» проверяются аналитические способности, кругозор и эрудированность, а не умение соответствовать заданию.
Что необходимо знать и уметь, чтобы затащить гуманитарные предметы, в частности МХК?
Чтобы затащить всеросс, надо понять его. Перечневые олимпиады требуют более глубоких знаний, особенно по культурологии. Недостаточно просто знать историю искусств, нужно также разбираться в социологии и философии. Я бы посоветовала читать как можно больше литературы, которую рекомендуют первокурсникам профильных направлений.
Правда, что подготовка к МХК может быть в удовольствие: смотришь фильмы, изучаешь памятники архитектуры и живопись — о чём ещё мечтать?
Подготовка может быть приятной. Вместе с тем, например, просмотр фильмов, пока ты ещё не искусствовед по натуре и до мозга костей, сильно отличается от его просмотра с образовательной целью. Каждую минуту кинематографического повествования нужно напрягаться, контролировать факты, детали и всё анализировать. Хоть это и тяжело, можно получить гораздо более глубокий контакт с произведением искусства.
После всеросса вы поступили в НИУ ВШЭ на программу «Культурология». Почему решили продолжить углубляться в предмет?
Во время поступления я выбирала между историей искусств и культурологией и остановилась на втором. Эта программа более сложная и интересная. Также на примере сестры, выпускницы культурологического факультета НИУ ВШЭ, я убедилась в том, что учёба там меняет склад ума. Он становится более аналитическим и острым. Изучение культуры, социологии, философии и логики меняет человека.
За такое продолжительное время не было перегораний во время подготовки?
В процессе учёбы выгорания не было. МХК сложно не любить: погружение в мир искусства приносит огромное удовольствие. Однако однажды я столкнулась с профессиональной деформацией и поняла, что нельзя воспринимать жизнь как вечную подготовку к олимпиаде.
На факультете мы часто путешествуем по различным городам, участвуем в интенсивных сборах, которые отличаются суровыми образовательными условиями. Впоследствии куда бы я ни ехала самостоятельно, не могла себе позволить по-другому относиться к поездке. Составляла себе огромный список достопримечательностей, исследовала все исторические факты.
В АПО вас знают как создателя нашей первой выездной школы по культурологии. Как это было?
Идею придумала заведующая кафедрой Анна Ковалёва. Программа предполагала знакомство ребят с культурологией, которая сильно отличается от других олимпиадных предметов. Мне предоставили свободу в определении круга тем и предметов. Я выбрала всё самое интересное и составила хайлайт всего, что знаю сама.
На мой взгляд, культурология — самый интерактивный и реальный предмет для школьников, потому что феномены повседневной жизни отражаются в сфере искусства, философии. На той выездной мы затронули все области — от медиакультуры до социологических подходов и методов исследования. Вышло насыщенно и сложно.
Над какими проектами АПО вы работаете сейчас?
Совместно с преподавателями кафедры мы планируем сделать проект по культуре регионов России. Незаслуженно им уделяют мало внимания. Формат пока на стадии разработки: мы думаем, представить ли подкаст для любых слушателей или образовательную программу для учеников. Над этим проектом ещё много работы, но мы обязательно доведём его до конца и создадим объединяющий и полезный ресурс.