Доклад «ЕГЭ против олимпиад: как проложить свой путь в вуз?» на международной конференции НИУ ВШЭ

В конце октября прошла XIV Международная конференция исследователей высшего образования, которую проводит Институт образования НИУ «Высшая школа экономики». Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». Наши постоянные авторы исследований, основанных на материалах и опыте АПО, Светлана Черненко и Ксения Романенко выступили на конференции с докладом «ЕГЭ против олимпиад: как проложить свой путь в вуз?» в рамках сессии «Образовательные траектории абитуриентов».

Авторы исследования рассказали об олимпиадах как об альтернативе ЕГЭ, благодаря которой школьники поступают в высшие учебные заведения: как ученики встают на олимпиадный путь, с какими препятствиями сталкиваются и как школа и окружение помогают на этом пути. Полный текст статьи можно прочитать на сайте НИУ «Высшая школа экономики».

Основные выводы из статьи

Олимпиады — альтернативный способ поступления

Многие школьники узнают об олимпиадах именно как о средстве поступления в вуз и выбирают олимпиады как альтернативу подготовки к ЕГЭ.  

Главная проблема — информированность

О ЕГЭ как о способе поступления знают все школьники, а об олимпиадах ученикам сообщают не во всех школах или информируют о них только отдельные группы школьников.

Олимпиады видятся как инструмент выравнивания экономического неравенства

Многие студенты-олимпиадники объясняли: если бы не поступление по олимпиаде, они не смогли бы учиться в своих вузах по финансовым причинам. 

Продвигающая сила школы 

Может состоять в создании разделяемой всеми нормы или ценности участия в олимпиадах. Отдельные учителя и школьная администрация выполняют в олимпиадном движении функцию информирования, поддержки и подготовки.

Как школы поддерживают олимпиадников?

По данным из разных интервью:

  • информирование об олимпиадах; 
  • сотрудничество с вузами; 
  • дополнительные занятия во время и после уроков; 
  • проведение летних школ и сборов; 
  • предоставление свободной или индивидуальной образовательной траектории; 
  • информационная, методическая, психологическая и финансовая поддержка (стипендии, разовые выплаты, оплата проезда на этапы ВсОШ, грамоты, подарки, поощрение в виде высоких оценок).

Олимпиадники считают школу причастной к своему успеху благодаря практикам подготовки и поощрения, а также благодаря существующим в школе традициям или обязательному участию в олимпиадах.

А оценивая собственный вклад в успех на олимпиаде, респонденты обсуждают приложенные усилия, мотивацию и таланты. Главное для них — увлечённость предметом, которая мотивирует искать возможности углублённого изучения дисциплины.

Авторы исследования

Светлана Черненко

Подробнее

Продюсер образовательного контента АПО, аналитик. Выпускница магистерской программы «Доказательная образовательная политика» НИУ ВШЭ, стажёр-исследователь в Институте образования НИУ ВШЭ, победитель заключительного этапа ВсОШ по истории искусств (МХК).

Ксения Романенко

Подробнее

Культуролог, преподаватель Института образования НИУ ВШЭ