Доклад «ЕГЭ против олимпиад: как проложить свой путь в вуз?» на международной конференции НИУ ВШЭ
В конце октября прошла XIV Международная конференция исследователей высшего образования, которую проводит Институт образования НИУ «Высшая школа экономики». Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». Наши постоянные авторы исследований, основанных на материалах и опыте АПО, Светлана Черненко и Ксения Романенко выступили на конференции с докладом «ЕГЭ против олимпиад: как проложить свой путь в вуз?» в рамках сессии «Образовательные траектории абитуриентов».
Авторы исследования рассказали об олимпиадах как об альтернативе ЕГЭ, благодаря которой школьники поступают в высшие учебные заведения: как ученики встают на олимпиадный путь, с какими препятствиями сталкиваются и как школа и окружение помогают на этом пути. Полный текст статьи можно прочитать на сайте НИУ «Высшая школа экономики».
Основные выводы из статьи
Олимпиады — альтернативный способ поступления
Многие школьники узнают об олимпиадах именно как о средстве поступления в вуз и выбирают олимпиады как альтернативу подготовки к ЕГЭ.
Главная проблема — информированность
О ЕГЭ как о способе поступления знают все школьники, а об олимпиадах ученикам сообщают не во всех школах или информируют о них только отдельные группы школьников.
Олимпиады видятся как инструмент выравнивания экономического неравенства
Многие студенты-олимпиадники объясняли: если бы не поступление по олимпиаде, они не смогли бы учиться в своих вузах по финансовым причинам.
Продвигающая сила школы
Может состоять в создании разделяемой всеми нормы или ценности участия в олимпиадах. Отдельные учителя и школьная администрация выполняют в олимпиадном движении функцию информирования, поддержки и подготовки.
Как школы поддерживают олимпиадников?
По данным из разных интервью:
- информирование об олимпиадах;
- сотрудничество с вузами;
- дополнительные занятия во время и после уроков;
- проведение летних школ и сборов;
- предоставление свободной или индивидуальной образовательной траектории;
- информационная, методическая, психологическая и финансовая поддержка (стипендии, разовые выплаты, оплата проезда на этапы ВсОШ, грамоты, подарки, поощрение в виде высоких оценок).
Олимпиадники считают школу причастной к своему успеху благодаря практикам подготовки и поощрения, а также благодаря существующим в школе традициям или обязательному участию в олимпиадах.
А оценивая собственный вклад в успех на олимпиаде, респонденты обсуждают приложенные усилия, мотивацию и таланты. Главное для них — увлечённость предметом, которая мотивирует искать возможности углублённого изучения дисциплины.
Авторы исследования
Светлана Черненко
Продюсер образовательного контента АПО, аналитик. Выпускница магистерской программы «Доказательная образовательная политика» НИУ ВШЭ, стажёр-исследователь в Институте образования НИУ ВШЭ, победитель заключительного этапа ВсОШ по истории искусств (МХК).