«Внутренняя кухня» французского языка: призёр ВсОШ Анна Пехотина о подготовке к заключительному этапу
Анна Пехотина, призёр ВсОШ по французскому языку, делится советами по подготовке к заключительному этапу олимпиады. Кто и что может помочь на пути к диплому? Какая методика наиболее эффективна? Как поддерживать уровень языка после ВсОШ? Читайте в нашем материале.
Как началось твоё знакомство с французским?
Французский я учу уже одиннадцать лет. Мама отдала меня в школу с углублённым изучением этого языка, потому что сама от него без ума. Мне тоже всегда нравился французский. К репетиторам не ходила никогда: язык давался легко. В прошлом году сдала DELF В2 на 94/100. Кстати, забавное совпадение: это тоже было в Нижнем Новгороде, как и всеросс этого года.
За что ты любишь этот язык?
Я люблю французский за его внутреннюю кухню. Грамматика довольно сложная, и мне нравится разбираться в мелочах, тонкостях использования предлогов и глаголов. Интересно копаться в оттенках слов и выражений. Многие вещи на первый взгляд кажутся синонимичными, но на деле всё оказывается гораздо глубже и сложнее.
Когда ты свернула на олимпиадную тропинку?
Мой первый региональный этап ВсОШ случился в девятом классе. В том же году попала на курсы от Центра педагогического мастерства. Занятия проводили разработчики заданий. Мы прорабатывали все аспекты. В первом полугодии готовились к региону, во втором — к заключительному этапу.
Ты сразу ставила себе какую-то цель?
Тогда я ещё ничего не знала о привилегиях: поступлении БВИ, команде Москвы, гранте. Просто на зимних каникулах, которых из-за французского у меня нет уже года три, просматривала варианты прошлых лет, но готовилась не сильно. У меня не было цели куда-то пройти, потому что я попросту не знала о такой возможности.
Говоришь, готовилась не сильно, но результат налицо. Как всё же проходила подготовка?
В девятом классе к нам в школу пришла преподаватель из Ассоциации победителей олимпиад. Она раньше училась в моей школе и стала победительницей на всероссе. Вместе мы разбирали задания прошлых лет. Это один из самых эффективных способов подготовки. Было очень полезно: мне потом всё пригодилось. Благодаря АПО и олимпиадному опыту я поняла, что мне действительно интересны французский и литература и я хочу связать с ними жизнь.
Преподаватели, бывшие участники, понимают, что олимпиада — это состояние души, и передают эту энергию. Поскольку зачастую группы маленькие, никого не обделяют вниманием. Во время занятий по французскому я увидела пробелы в грамматике и начала постепенно их заполнять. На литературе ещё раз убедилась в интересе к этому предмету. Занятия в АПО принесли результаты, а главное — усилили любовь к французскому и литературе.
На чём ты делала акцент во время самостоятельной подготовки?
В прошлом году на показе работ мне посоветовали проникнуться французским обществом, как бы вклиниться в него. Я старалась больше погружаться в среду: слушала, как французы говорят, читала, как они пишут. Пока утром собиралась в школу, включала в наушниках французское радио. Читала Le Monde или Le Parisien. Вижу или слышу интересное слово — запоминаю.
Также я прорешала все лексико-грамматические тесты: это моя слабая часть. По интересным выражениям из видео и радио составляла для себя Quizlet. В конце концов задания прошлых лет я выучила почти наизусть. Тогда мы с подругой, которая стала в этом и прошлом году победительницей, решили самостоятельно составлять друг для друга тесты. Это хорошо прокачало мои знания, и я начала делать задания интуитивно. Иногда не всё поддаётся строгим правилам.
Подготовка была насыщенной. Как ты совмещала ее со школой?
За полторы недели до всеросса я перестала ходить в школу. Целыми днями решала лексико-грамматические тесты, проговаривала устную часть, бесконечно слушала радио. Поняла: хочу стать призёром. Решила взяться за голову и погрузиться в подготовку.
Тогда цель уже появилась?
Для меня всеросс стал средством для поступления. Я хотела взять диплом. Это практически единственная возможность поступить во ВШЭ на филфак. Проходной балл туда в прошлом году был 299. Я понимала, что если я не получу диплом, то всё пропало.
Ставки делала только на ВсОШ?
Поскольку я не очень была уверена в том, что возьму диплом, я решила обложиться перечневыми олимпиадами. Не особо вникая в формат, писала «Высшую пробу», «Ломоносова», «Евразийскую лингвистическую олимпиаду». Это держало меня в тонусе. В итоге практически по всем написанным олимпиадам я стала призёром заключительного этапа.
Опыт подготовки и других олимпиад помог на всероссе?
Задания заключительного этапа мне дались легко: я понимала 95% текста и точно знала, что поставить в пропусках лексико-грамматического теста. Как и многие, значительное количество баллов я потеряла в аудировании. Некоторые задания были исключительно на знание культуры, а не на умение вычленять информацию из услышанного. В остальном всё было нормально. После туров я вышла довольно спокойная, даже почти уверенная в том, что хорошо написала.
Всё же на кону было поступление. Сильно переживала?
Больше всего волновалась перед устным туром, потому что мой разговорный язык хуже, чем письменный. Я сдавала почти последней, в очереди просидела часов пять. Когда долго чего-то ждешь, становится уже всё равно. Просто устаёшь. После устной части я вышла довольно подавленной и в таком состоянии провела весь вечер. Сработал накопительный эффект усталости: длительная подготовка, недосып и потраченные на турах нервы дали о себе знать.
В одиннадцать пришли результаты. У меня было 17/20, тогда я поняла, что стала призёром. Этот момент я запомнила даже больше, чем само вручение диплома. До мурашек. Пришло осознание того, что всё было не зря, что я уже поступила. Теперь можно было заниматься буквально чем угодно и не волноваться из-за ЕГЭ. Прошел уже месяц после заключительного этапа, и я ничего не делаю. Только слегка готовлюсь к русскому и математике.
Какие ассоциации у тебя вызывает ВсОШ?
Часто отвечают, что главное на олимпиаде знакомства. Ребята там на самом деле крутые, разносторонние. Однако для меня ВсОШ — это в первую очередь стресс. Когда ты готовишься, не досыпаешь, сидишь на иголках в ожидании проходных и результатов, но не получаешь желаемого результата. Это постоянное напряжение.
Как ты с ним боролась?
Я занималась в театральной студии и часто выходила на сцену, поэтому знала, как справляться с волнением. Помогали дыхательные техники и жевание жвачки. Иногда я забывала о рациональных методах и просто сжимала кулаки, чтобы выплеснуть энергию.
Сейчас твой уровень французского высокий. Как планируешь его поддерживать?
Проблема в том, что на филологическом факультете французский идёт как второй язык и он начинается с нуля, поэтому сейчас я в растерянности. Скорее всего, я буду заниматься репетиторством. Это прокачка языка: можно повторить основу и тогда ничего не забудется.