«Эмоции скакали, как погода на практуре»: ученица АПО и победительница заключительного этапа по географии Анастасия Зернова об олимпиадном пути

Как детское любопытство приводит в олимпиадную сферу? Как не дать нескольким неудачным этапам сломить себя и всё же прийти к диплому? Почему спокойствие на туре может сыграть злую шутку? Об этом и многом другом мы поговорили с ученицей АПО и победительницей заключительного этапа ВсОШ по географии Анастасией Зерновой.

Когда и почему ты заинтересовалась географией?

С раннего детства меня интересовал мир, в котором я живу. Почему белые медведи не живут в Антарктиде? Откуда появились горы? Как живут люди в других странах? Этими и многими другими вопросами я задавалась ещё до того, как пошла в первый класс. Тогда меня интересовало абсолютно всё — от динозавров до новейших изобретений. В начальной школе я поняла, что больше всего мне нравится природа: где и какие обитают животные и растения, как составляется прогноз погоды и многое другое. Но ближе всего мне была всё-таки биологическая составляющая, а не география.

Что в географии тебе нравится больше всего сейчас?

Сейчас мне даже больше нравится не физическая география, а социально-экономическая. Может, потому что с ней пока не так хорошо знакома. Очень занимательно анализировать закономерности развития отдельно взятых стран и регионов, их экономики, специализации, чем они известны, и сравнивать эти факты друг с другом. Также мне интересна культура разных стран, традиции народов и их менталитет.

Как ты пришла в олимпиадную географию?

Впервые написала заключительный этап в 5 классе. По географии дальше участника школьного этапа не прошла. В 6 тоже безрезультатно.

Но тогда я узнала, что существует ещё МОШ, и решила попытать удачу в нём. Пришли результаты — опять участник, не хватало 1 балла до призёра и прохода на заключительный этап. Тогда я написала свою первую апелляцию, её даже одобрили, и я прошла в финал, где неожиданно стала победителем! Именно благодаря МОШ я поверила в свои силы и продолжила участвовать в олимпиадах.

Интересовалась ли другими предметами на олимпиадном уровне?

Вместе с географией в 5–7 классах участвовала во многих олимпиадах. Например, по искусству, русскому языку, астрономии, литературе и биологии, но особых вершин там не достигала. Классе в 6 я поучаствовала ещё и в экологии, и с этого момента она стала идти у меня в паре с географией. Я дважды становилась победителем МОШ по экологии, призёром и победителем муниципального этапа всеросса, а в этом году стала призёром региона, но на заключительный не прошла. А ещё в этом году совершенно случайно стала призёром региона по МХК. Я творческий человек, поэтому подумала: «Почему бы не попробовать себя и в искусстве?» Это олимпиада необычная и интересная, требующая навыков писательства и эрудиции, поэтому буду продолжать участвовать.

Кто тебе помогал в олимпиадной подготовке?

В конце 7 класса я узнала обо всех прелестях диплома заключительного этапа ВсОШ, а поскольку я человек ленивый и идущий по пути наименьшего сопротивления, поставила себе чёткую цель — обеспечить себе спокойную жизнь без судорожной подготовки к ЕГЭ в старших классах. Тогда же узнала о вечерних курсах по подготовке к олимпиадам в ЦПМ и с 8 класса начала ходить туда. Первый год вела Анна Евгеньевна Сёмочкина, мне очень нравились занятия с ней: раз в неделю, без напряга, решали интересные олимпиадные задачки. Всё как я люблю!

В 9 классе у нас появился новый преподаватель — Александр Борисович Самойлов. Занятия стали уже более сложными, но и более продуктивными и нацеленными на результат. Думаю, без курса 8 класса мне было бы в разы сложнее осваивать олимпиадную программу 9 класса. Я всегда готовилась в ЦПМ, самостоятельно иногда только читала и рассматривала карты, но делала это крайне редко. Только перед регионом и заключительным этапом налегала на книги и раскрашивала карты, так что мой диплом — результат работы Анны Евгеньевны, Александра Борисовича и других наших тренеров, проводивших сборы. Спасибо большое им за этот нелёгкий труд!

АПО — тоже часть моей подготовки. Я была на двух выездных школах. В рамках этих проектов я приобрела много практических навыков: мы работали с приборами, которыми обычно пользуются географы, определяли формулу древостоя, копали землю и пробовали многое другое. Было и достаточно времени для отдыха и досуга, что позволило и подтянуть знания, и отдохнуть и найти новых друзей.  Если хотите подготовиться к практуру и весело провести время, могу рекомендовать летнюю выездную! Выездная школа перед региональным этапом была более сложной, на ней мы освежили и проработали много разных тем и написали пробный регион. Знания с этой зимней школы мне пригодились на самой олимпиаде, и я была приятно удивлена, когда попалась тема, которую мы как раз недавно глубоко прорабатывали.

Перейдём к самому заключительному этапу. Какие у тебя остались впечатления от участия в нём?

Впечатления незабываемые! Эмоции скакали, как погода на практуре: то солнечное настроение удовлетворения собой, то сгущение туч внутри и щемящее чувство от сомнений, то град самобичевания, то холодные порывы ветра волнений за друзей и себя. За это короткое время нас сплотили именно эти эмоции, и мы стали одной командой, идущей вперёд, несмотря ни на что. Я стала сильнее, приобрела колоссальный опыт и могу сказать, что поддержка друзей и личный настрой даже более важны на закле, чем количество часов подготовки к турам.

Сложно ли было справляться с самими турами? Что особенно запомнилось?

Теоретический тур был довольно лёгким для меня, кроме последней задачи про автомобилестроение. Но она просто не пошла в зачёт, главное было хорошо решить пять задач. Темы тоже были очень интересные: маршрут Чкалова через Северный полюс, реки, коралловые рифы, загрязнение атмосферы, хозяйственная специализация регионов России. Я с головой погрузилась в задачи и просто получала от них удовольствие. После тура была довольна собой и находилась в прекрасном настроении.

На следующий день был практический тур, и вчерашний успех сыграл со мной злую шутку: я была в слишком спокойном и расслабленном состоянии, поэтому совершала глупые ошибки по невнимательности. К концу всё это совсем выбило меня из колеи. После практура была внутренняя пустота и желание рыдать от безысходности. Казалось, я слила абсолютно всё.

Надежду давал только мой сильный теоретический тур, но к нему нужно было добавить сильный тестовый тур. А это самая ненадёжная часть заключительного этапа. Переживала, что у меня не получится, но взяла себя в руки и настроилась на победу. Утро перед тестом было самым волнительным для меня на этом этапе. Вопросы были сложные и неоднозначные, многое пришлось выбирать наугад. Сразу после тура нам выдали ответы, и я начала судорожно считать баллы. Не веря цифрам, складывала цифры снова и снова. Итог: 20/30! Это был очень хороший балл, дающий надежду. Потом вечером было утомляющее ожидание баллов по теоретической части и практическому туру. Запомнился тот момент, как мы побежали вниз по лестнице смотреть эти списки. Тогда я поняла: призёром точно буду! Спас теоретический тур и тест, но и практический тур оказался не настолько ужасным, как мне тогда показалось.

Довольна ли сейчас своим результатом?

Сейчас я очень рада! Планирую отдыхать, гулять с друзьями и переваривать успех. Но еще придётся разгребать огромную кучу долгов в школе, куда же без этого…

А какие у тебя планы на будущее: планируешь ли дальше взаимодействовать с географией?

Я ещё пока точно не определилась, куда буду поступать, но диплом по географии мне точно пригодится. Можно пойти на программу по экологии в МГИМО, изучать классическую географию в МГУ и дальше определиться с более узкой специализацией. Или пойти на факультет урбанистики и градостроительства во ВШЭ. Везде по-своему интересно, поэтому сложно выбрать что-то одно сейчас. И всё такое разное, потому что и география — это многогранная наука, применяемая во многих отраслях.