Софья Гуринова: «Поражение на заключительном этапе открыло мне глаза»
Ещё в детстве Софья Гуринова – будущий преподаватель кафедры химии АПО – мечтала стать врачом. Перед девочкой было два варианта: затащить олимпиаду или ботать ЕГЭ. Какие препятствия пришлось преодолеть на этом пути и причём здесь 33 буквы алфавита, узнаете из нашего нового интервью.
Как ты оказалась в олимпиадной химии?
Ещё в детстве я решила, что стану врачом. Никакая другая сфера меня не привлекала. В 7 классе по чистой случайности учительница по химии услышала это и решила начать со мной заниматься. Главной целью моих занятий было именно поступление в медицинский вуз, но еще мне всегда нравилось решать нетривиальные задачи, а занятия химией давали мне эту возможность. В 8 классе я впервые приняла участие в олимпиаде: заняла первое место на муниципальном этапе, причем с большим отрывом от второго места. Это дало спортивный азарт, который мотивировал участвовать все больше и больше. Кому не хочется занимать первые места?
К каким первым значимым победам привели твои старания?
В 9 классе я выиграла региональный этап ВсОШ, набрав 72,5 балла. Это было намного больше, чем у остальных участников в моем регионе. Но, к сожалению, проходной балл на заключительный этап был 73. То есть мне не хватило 0,5 балла. Расстроилась ли я? Конечно, но я была уверена, что есть ещё 2,5 года обучения в школе, чтобы все наверстать. К тому же, появились другие соревнования, в которых я не смогла бы участвовать, если бы готовилась ко ВсОШ.
Что это было за соревнование?
Это был региональный этап чемпионата рабочих профессий JuniorSkills. Мы с напарницей участвовали в компетенции «Лабораторный химический анализ», выиграли региональный этап и прошли на всероссийские соревнования. В финале нам нужно было проанализировать какой-то объект в соответствии с методикой. Судьи должны были оценить не только правильный ответ, но и наше умение обращаться с лабораторной посудой и взаимодействовать друг с другом.
Всю весну мы провели в подготовке к соревнованиям. За это время я научилась хорошо титровать! Сам чемпионат проводился в конце мая в Москве. Мы заняли 3 место. Сначала расстроились немного, но в тот же день нам пришло письмо на почту с приглашением на первую проектную смену в ОЦ «Сириус». Там я познакомилась с огромным количеством мотивированных ребят, с некоторыми из них мы даже работаем сейчас, спустя почти 6 лет!
На той смене я поняла, что можно не только мечтать о Красноярском государственном медицинском университете, но и даже решиться поступить в Москву.
Были ли какие-то серьёзные поражения на твоём пути?
Да, вскоре после первых значимых успехов наступил переломный момент. Муниципальный этап ВсОШ по химии я решила не писать, поскольку и так проходила на региональный. Не рекомендую делать так же: ходить нужно на все этапы, особенно в 8, 9 и 10 классах. Когда наступил региональный этап, я не смогла сосредоточиться. Это было какое-то помутнение, состояние «белого листа». В итоговом протоколе я оказалась второй, но статуса призёра мне не дали. Так и осталась ни с чем. Я была очень расстроена и хотела все бросить. Даже практически не появлялась на занятиях по химии пару месяцев. Я жила жизнью обычного школьника, но мне это быстро наскучило: мозг требовал работы и постоянного решения задач. На помощь пришел заключительный этап Всесибирской олимпиады школьников по химии, на который я прошла. К тому моменту веры в себя уже не было. Казалось, что все знания я растеряла. Тем не менее я стала призёром второй степени. Это очень порадовало меня и придало веры в то, что я на что-то способна.
Как тебе удалось вернуть мотивацию?
Близился 11 класс, нужно было думать о поступлении. Некоторые мои знакомые поступали на химфак МГУ. Решила рассмотреть и его. Так я попала на сайт приёмной комиссии МГУ и чудом узнала, что в этом вузе существует факультет фундаментальной медицины. Была лишь одна проблема: проходной балл по ЕГЭ в МГУ гораздо выше, чем в остальных медицинских институтах. Да и вообще, где я, девочка из Красноярска, а где МГУ!
Оказалось, что по диплому заключительного этапа всеросса по химии на этот факультет берут без экзаменов. Это был мой шанс! Вот и появилась мотивация, чтобы вернуться к химии и задачкам! Летом 2017 года я поехала на первую олимпиадную смену по химии в «Сириусе». Благодаря этому моя мотивация еще больше увеличилась. Я поняла, что реальный соперник у меня один – моя голова. Если я найду в себе силы включить ее во время олимпиады, то напишу на проходной балл для заключительного этапа. И написала же! Став победителем и набрав нужное количество баллов, я поехала на заключительный этап в Архангельск.
Что произошло на заключительном этапе?
К сожалению, люди не роботы. Во время олимпиады я вновь не смогла сконцентрировать. Я была расстроена, даже подавлена. Тем временем до ЕГЭ оставалось меньше двух месяцев, а план А не сработал. Пришлось экстренно собрать все последние силы и сесть готовиться к экзаменам.
Куда ты в итоге поступила?
Я поступила в МГУ, как и хотела, но не на лечебное дело, а на фармацию. Просидев кучу часов за подготовкой к олимпиаде, я поняла, что химия для меня куда интереснее. Но на химфак все равно не хотелось. Фармация же соединяет химию и медицину, что оказалось для меня самым подходящим вариантом. Возможно, мое поражение на заключительном этапе открыло мне глаза – я осознала, где я действительно хочу учиться.
Какой совет ты бы дала человеку, который хочет развиваться в олимпиадной среде?
Любые олимпиады – это спорт. Подобное отношение очень помогало мне в них участвовать и давало необходимый азарт. В спорте всегда есть место и победам, и поражениям. Абсолютно не значит, что при проигрышах нужно перестать соревноваться. Это значит, что проигрыши нужно уметь переживать. Всегда нужно иметь в запасе план Б, а иногда и В. Да и вообще, в русском алфавите аж 33 буквы. Хватит для большого количества планов.