«Я напишу свою игрушку, в которую будет играть весь мир»: интервью с четвероклассником-программистом и его отцом
В школе Марк Комендантов учится в четвёртом классе, а в Школе АПО он занимается информатикой вместе со старшеклассниками. Когда в начале учебного года отец Марка Игорь Владимирович записал сына в Школу АПО для 9–11 классов, мы не были уверены, что это хорошая идея, и предупреждали о сложностях. Но теперь Марк один из самых прилежных учеников группы!
В чём секрет Марка: во врождённом таланте или усидчивости? Как родителям грамотно заниматься воспитанием таких уникумов? Об этом и многом другом мы поговорили с четвероклассником Марком Комендантовым и его отцом Игорем Владимировичем.
Марк, расскажи, пожалуйста, где ты учишься и почему тебе нравится получать знания?
Я ученик 4 «В» класса гимназии №1 города Салават, который находится в Республике Башкортостан. Также я много занимаюсь дома и посещаю занятия онлайн. Мне нравится учиться, потому что уже сейчас я понимаю, что крупные компании более заинтересованы в эрудированных сотрудниках.
Какие предметы школьной программы тебе интересны и почему?
Меня больше всего привлекают такие науки, как математика и информатика. Также интересуюсь английским языком. Ещё мне, как и всем школьникам, нравится физкультура. На ней можно повеселиться и дать голове немного отдохнуть.
Как много времени ты ежедневно уделяешь учёбе? Хватает ли окон в расписании на кружки и другие занятия?
Каждый день я уделяю учёбе по три часа. Родители делают для меня подборки задач, которые находят в образовательных группах в социальных сетях и интернете. Я довольно активный, иногда мне сложно усидеть на месте. Чтобы отвлечься от запоминания, с трёх лет я профессионально занимаюсь хоккеем. Спорт помогает мне выплёскивать накапливающуюся на занятиях энергию и развивает дух соперничества.
Также дух соперничества в тебе развивают олимпиады, в которых ты уже не первый год принимаешь активное участие. Каких успехов к середине четвёртого класса ты уже успел добиться?
В прошлом году, ещё в третьем классе, я выиграл школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по информатике за 9–11 классы. В этом — принял участие в муниципальном и теперь планирую дойти до заключительного и побороться за первенство. Сейчас активно занимаюсь олимпиадной подготовкой и езжу на сборы. Ежегодно становлюсь призёром или победителем республиканского этапа Гагаринской олимпиады.
Недавно я получил диплом третьей степени во Всероссийском учебном фестивале по искусственному интеллекту и программированию RuCode 6.0 и чемпионате по спортивному программированию, который проходил онлайн. В нём участвовали более 200 команд из разных городов — от Владивостока до Калининграда.
Задачи были интересные, и мне понравилось работать в команде со студентами. Мы с ними общались наравне: в их компании я чувствую себя комфортно и уверенно. Многих это удивляет, но я легко нахожу с ними общий язык, и даже после сборов и соревнований мы продолжаем хорошо общаться онлайн.
В школе АПО ты занимаешься информатикой по программе, рассчитанной на 9–11 классы. Сложно ли тебе соответствовать этому уровню?
Совсем не сложно. В обычной школе у меня ещё не началась информатика, но я уже добиваюсь успехов в этой сфере. Сейчас только учусь писать программы, для чего изучаю языки программирования. Мне нравится играть, и я хотел бы однажды создать алгоритм для своего приложения, когда у меня будет достаточный для этого уровень знаний. Хочется продолжить заниматься информатикой и стать чемпионом мира по спортивному программированию.
Игорь Владимирович, как Марк вообще пришёл к информатике?
Интерес у ребёнка появился ещё во втором классе. Он написал местную олимпиаду и стал победителем городского этапа. Из 30 максимально возможных баллов Марк набрал 25, а следующий за ним участник —15. Так мы с супругой разглядели у сына задатки в области математики. Стали давать ему больше литературы и развивать его, нашли разнообразные профильные кружки. Сначала он увлёкся языком программирования Pascal, затем выучил С++ и сейчас занимается Python. Новую информацию Марк впитывает буквально как губка, всё схватывает на лету и благодаря интенсивной и постоянной практике решения задач он быстро растёт в профессиональном плане.
Марк развит не по годам. Как на это реагируют его школьные учителя?
Марк — активный мальчик. Иногда это мешает и ему самому, и другим детям, и учителям. Нередко его просят вести себя поспокойнее, но для него важно выплёскивать знания. Кроме того, ему нравится быть в центре внимания и ловить на себе удивлённые взгляды.
Учителя часто недоумевают: изучать некоторые предметы в школе Марк ещё не начал, но уже добился в них крутых результатов. Не всегда окружающие осознают это и соотносят с реальностью. Вообще в школе все уроки даются сыну легко, он отличник. Из-за того, что на школьных уроках Марк иногда испытывает скуку, мы собираемся перевести его на самообразование. Ему хочется разбираться в более сложных темах и заниматься по собственной программе.
Как вы с супругой поддерживаете ребёнка?
Мы люди советской закалки и далеки от информатики, тогда ничего подобного не было. В наших силах — интуитивно поддержать его, предоставить ресурсы для изучения и дополнительные источники информации. Сейчас всё есть в интернете: не понял объяснение преподавателя — обратимся к другому или вместе посмотрим видео на YouTube. Нередко, например, включаем ролики с лекциями преподавателей МФТИ, которые читают студентам первого-второго курса.
Почему, на ваш взгляд, важно заниматься интеллектуальным развитием ребёнка и готовить его к участию в олимпиадах?
Олимпиады — это нестандартно и нешаблонно. Они учат ребёнка мыслить, смотреть на вещи под неожиданным углом и принимать правильные решения в самых сложных жизненных ситуациях. В советское время говорили: «Лучше одни плохие соревнования, чем две хорошие тренировки». Если перенести эту мысль на язык олимпиад, то получится, что одна олимпиада равнозначна паре недель хорошей учёбы.
Благодаря чему — усидчивости или таланту — в большей степени Марк добивается таких успехов?
Безусловно, на фоне других детей сын выделялся. Чувствуется, что у него есть определённые склонности. На мой взгляд, дело в таланте, а не в усидчивости, хотя сейчас он всё усваивает именно благодаря систематическим занятиям.
Какие перспективы для сына вы видите в дальнейшем?
Ощущается нехватка прогресса, ему каждый день нужно покорять новые вершины. Только так развивается интерес. Думаю, эту проблему можно решить благодаря переходу на самообразование.
Как-то раз Марк сказал: «Я напишу свою игрушку, в которую будет играть весь мир». По сей день его как амбициозного ребёнка эта идея не оставляет. Однако, чтобы реализовать эту мечту, надо знать всё. Для этого мы плавно уходим в разработку, параллельно охватывая всю основную школьную программу.
В следующем году планируем освоить новые направления программирования, которые лишь будут подогревать интерес сына по мере его взросления.