Интервью с Артемом Колпаковым
Как создать и организовать работу «мемного СМИ»
На наши вопросы ответил один из спикеров форума «Колесо обозрения» Артём Колпаков. В течение года Артём был главным редактором сообщества «Лентач».
— Что сегодня ценится в работнике сферы медиа?
— Умение учиться.
Я пришёл в редакцию «Лентача» обыкновенным стажёром, умея лишь 2 вещи: шутить (из-за особенностей работы в «Лентаче» это необходимо) и чуть-чуть работать в графическом редакторе.
Делать всё остальное: находить нужные новости в ежедневном информационном потоке, определять важные темы дня, писать новостные подводки, находить неочевидные первоисточники, оперативно отрабатывать «брейкинги» (экстраважные новости вроде терактов, взрывов, ЧП и т.д.) — всему этому я научился уже в процессе работы. Когда я стал главным редактором, при мне «выросло» поколение сотрудников, которые тоже научились этому всему непосредственно на практике.
Поэтому важнее всего в сфере медиа (да и вообще в жизни) умение учиться и адаптироваться. Остальное приложится.
— Медиа — молодёжная сфера? Кто там работает?
— Само направление сейчас не особо молодёжное (хотя есть тенденция к омоложению), но именно в медиапроектах преобладает молодёжь. Уточню: «молодёжь» в моём понимании — это 18–25 лет. У нас все редакторы «Лентача» именно этого возраста (может быть, из-за того, что в прошлом году мне исполнилось 25, я и стал главредом, а не просто редактором).
В медиапроектах задействованы разные люди. Например, в «Лентаче» работают студенты, бывшие участники предвыборного штаба Трампа, даже радиоведущая есть. По географии и национальности тоже ассорти: украинцы, русские, татары, казахи. Поэтому неважно, чем ты занимался раньше, — главное лишь хотеть попасть в медиа (и уметь учиться, не забываем про это).
— Как могут школьники, которым интересна журналистика, проявить себя?
— Школьникам будет сложновато попасть в более или менее серьёзную и перспективную журналистику. У них просто мало жизненного опыта и времени из-за школы и подготовки к поступлению в вузы, к тому же к школьникам обычно относятся не очень серьезно. Да и старшеклассников, которые точно уверены, что хотят именно в медиа, в принципе маловато. Студентам в этом плане проще.
Но если вернуться к сути вопроса — школьникам нужно научиться писать «как журналист», да и просто хорошо писать (как минимум прочитать «Слово живое и мёртвое» Норы Галь), после чего можно идти стажёром в какие-то небольшие издательские проекты. И при этом говорить, что у них полно свободного времени (если, конечно, это действительно так). Если времени мало, можно попробовать писать не новости, а материалы. Так и полезные навыки появятся/отточатся, и время до студенчества пройдёт с пользой, а там уже можно стажёром в медиа подаваться.
— Журналистикой как творчеством и медиа как бизнесом должны заниматься люди разных профессий с разным опытом?
— В обоих случаях — скорее да, чем нет.
Журналистика как творчество. Например, появилась новость о бозонах Хиггса. Кто о ней напишет лучше — 10 человек с одинаковым интересами или 10 человек, которые увлекаются разными вещами? Вторые, потому что среди них с большей вероятностью найдется человек, который с этим сталкивался.
Медиа как бизнес. В бизнесе в принципе должны быть разные люди, которые отвечают за те сферы, в которых они хороши, к тому же чем больше у команды опыта в различных сферах, тем лучше.
Вот у нас, например, довольно-таки молодой коллектив, но, к счастью, есть один взрослый «друг редакции», который всегда может подсказать, важно ли то или иное событие, как оно связано с другим, произошедшим очень давно. Опыт и экспертное мнение — это всегда хорошо.