Каких отечественных танцовщиков и балерин ХХ века нужно знать для олимпиад? И в каких постановках они приняли участие? Читайте об этом в нашей полезной статье!

Анна Павлова (1881–1931)

Самые известные отечественные танцовщики балета и балерины XX века, изображение №1

Она была прима-балериной Мариинского театра, выступала в Европе с «Русскими сезонами» Сергея Дягилева, воплотила на сцене хореографическую миниатюру «Лебедь», поставленную Михаилом Фокиным на музыку Камиля Сен-Санса (из сюиты «Карнавал животных»). Сейчас может показаться удивительным то, что хрупкость и вытянутые пропорции Павловой на заре её карьеры считались недостатком балерины (в училище её заставляли толстеть, тогда как сейчас юные балерины наоборот истощают себя, чтобы стать такими, какой Анна Павлова была от природы). Павлова вернула на мировую сцену романтический идеал балерины — лёгкой и воздушной, почти эфемерной. Она позировала Серову, Баксту и даже была законодательницей европейской моды.

Годы на сцене: 18991931.

Самая известная партия: «Лебедь» («Умирающий лебедь»).

Вацлав Нижинский (1889–1950)

Самые известные отечественные танцовщики балета и балерины XX века, изображение №3

Талантливый танцовщик и балетмейстер стал одним из первых творцов нового экспрессионистского балета. Публика и критики восхищались не только его превосходной техникой и парящим прыжком (за который его называли человеком-птицей), но и необыкновенным даром актерского перевоплощения (Сара Бернар назвала его «величайшим актером в мире») . В составе «Русских сезонов» он создал новаторские и порой шокирующие постановки. Несмотря на непродолжительную карьеру, Нижинский реформировал мужской танец и балет.

Годы на сцене: 19051917.

Самые известные партии: «Видение розы» (на музыку Вебера), «Петрушка» (на музыку Стравинского), «Послеполуденный отдых Фавна» (на музыку Дебюсси).

Галина Уланова (1909–1998)

Самые известные отечественные танцовщики балета и балерины XX века, изображение №5

В Петроградском балетном училище (ныне Академия русского балета имени А.Я. Вагановой) Уланова занималась у своей матери, а последние три года — у самой Агриппины Вагановой. На протяжении всей своей долгой сценической карьеры Галина Уланова поражала зрителей невероятным погружением в образ, каждое движение, каждый жест и взгляд балерины были подчинены рисунку роли. Во время гастролей Большого театра в Лондоне публика, поражённая балетом «Ромео и Джульетта» (в котором 46-летняя Уланова танцевала заглавную партию), подняла на руки и понесла машину с балериной.

Годы на сцене: 19281960.

Самые известные партии: «Жизель» (на музыку Адана), «Ромео и Джульетта» (на музыку Прокофьева), «Золушка» (на музыку Чайковского).

Рудольф Нуреев (1938–1993)

Самые известные отечественные танцовщики балета и балерины XX века, изображение №7

Юный Нуреев, вопреки запрету отца танцевать, всем сердцем мечтал заниматься этим всю жизнь. В 17 лет его, несмотря на возраст, приняли в Ленинградское хореографическое училище. В 1961 году, во время гастролей Кировского театра в Париже, Нуреев отказался вернуться в СССР, став первым «невозвращенцем». Он блистал в главных партиях на сценах Дании, Франции, Англии, Австрии и Америки. В танце Нуреева отличала порывистость движения и прыжка и невероятная харизма, благодаря которым он стал одним из величайших танцовщиков балета.

Годы на сцене: 19581990.

Самые известные партии: Принц Дезире в «Спящей красавице» (на музыку Чайковского), раб в «Корсаре» (на музыку Адана, Пуни и др.), «Юноша и смерть» (на музыку Баха).

Майя Плисецкая (1925–2015)

Самые известные отечественные танцовщики балета и балерины XX века, изображение №9

Знакомство юной Плисецкой с балетом началось со спектакля «Красная шапочка», в котором танцевала её тетя Суламифь Мессерер (балерина и педагог, удочерившая племянницу после того, как её родители были репрессированы). Почти в восемь лет тетя отдала Майю в Московское хореографическое училище, которое она закончила в 1943 году. Плисецкая блистала на сцене и в классических партиях, и в спектаклях, поставленных специально на неё, и в собственных постановках. В её танце невероятная харизма и характерность сочеталась с лиричностью и грацией, а великолепный прыжок (один из них — прыжок «кольцо» — она придумала сама) дополнялся красотой и пластичностью рук. Также Майя Плисецкая снималась в кино, самой успешной её ролью стала Бетси в фильме «Анна Каренина».

Годы на сцене: 19431995.

Самые известные партии: «Кармен-сюита» (на музыку Бизе – Щедрина), «Болеро» (на музыку Равеля), «Лебединое озеро» (на музыку Чайковского).

Михаил Барышников (род. 1948)

Самые известные отечественные танцовщики балета и балерины XX века, изображение №11

Удивительно талантливый и разносторонний артист родился и вырос в Латвии, где начал свое балетное образование в Рижском хореографическом училище. Закончив пять классов, Барышников поступил в Вагановское училище в Петербурге в класс Александра Пушкина (у которого прежде учился Рудольф Нуреев). В 1974 году во время гастролей в Канаде он принял приглашение «Американского театра балета» и не вернулся в СССР. В Америке Барышников не только блистал как танцовщик, но и играл в театре, выступал на Бродвее и даже снимался в кино (в 1978 был номинирован на «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана в фильме «Поворотный пункт). Несмотря на небольшой рост, Барышников превосходно исполнял главные партии в спектаклях, отточенная техника и лёгкость сочетались с драматическим талантом и харизмой.

Годы на сцене: 19671979.

Самые известные партии: Базиль в «Дон Кихоте» (на музыку Минкуса), Хосе в «Кармен» (постановка Ролана Пети на музыку Бизе), Альберт в «Жизели» (на музыку Адана).

Автор: Вера Тарасова