Какие бывают олимпиады по журналистике и как к ним готовиться?


Какие льготы дают олимпиады по журналистике?

Стоит сделать ремарку, что льготами от олимпиад при поступлении смогут воспользоваться только одиннадцатиклассники, которые выиграли олимпиаду в выпускном классе. Ученики девятого и десятого классов при победе на заключительном этапе автоматически проходят в финал соревнования в следующем учебном году.

Льготы бывают двух видов: максимальный балл за вступительное испытание и мгновенное зачисление в вуз (чаще всего это называют БВИ — без вступительных испытаний). Чтобы определить, какую льготу даст вам победа в олимпиаде, нужно уточнить уровень соревнования и степень диплома. Разные университеты выдвигают разные требования к олимпиадникам. Например, на факультете журналистики МГУ льготами могут воспользоваться только дипломанты олимпиад «Ломоносов» и «Покори Воробьевы горы!», а при поступлении в Институт медиа НИУ ВШЭ преимущество при зачислении предоставляется дипломантам всех олимпиад I уровня. 

Каждый год университеты обновляют требования к призерам и победителям олимпиад. Конкретную информацию о том, дает ли преимущества ваш диплом олимпиады, нужно уточнять на сайтах университетов в год поступления.


«Покори Воробьевы горы!»

Уровень олимпиады: I
Кто проводит: МГУ имени М.В. Ломоносова

Что из себя представляет олимпиада?

Отборочный этап: сочинение-рассуждение на заданную тему. Темы связаны с литературными источниками, которые проходят в школьной программе. 

Заключительный этап: сочинение-рассуждение на заданную тему и редакционное задание, которое связано с подготовкой интервью с конкретным историческим деятелем.

Что нужно знать?

На отборочном этапе необходимо написать эссе на заданную литературную тему, однако стоит учитывать, что итоговый результат должен представлять собой попытку создать журналистский материал. Для этого необходимо понять, возможно ли в рамках тематического направления создать текст конкретного журналистского жанра, например, авторской колонки, репортажа, очерка или хроники.

Важно учитывать, что составители олимпиад хотят, чтобы вы сравнили или нашли общую идею в текстах, которые не рассматриваются в школьной программе параллельно. Например, в прошлых годах участникам олимпиад предлагалось написать эссе на тему «Настоящее и будущее России в понимании писателей-классиков» с опорой на поэму Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» и комедию Антона Павловича Чехова «Вишневый сад». Если участник рассматривал только одно произведение, то это сильно снижало его балл за работу. Следует внимательно изучить предложенные вам литературные источники и найти в них общую идею. 

На заключительном этапе в редакционном задании необходимо подготовить план материала на заданную тему и вопросы к конкретному историческому герою. Важно понимать, что по итогу от участника не требуется писать сам материал, нужно лишь представить его тезисный план. Большое внимание стоит уделить вопросам к исторической личности, которую организаторы предлагают вам проинтервьюировать. Вопросы обязательно должны соотноситься с деятельностью героя, его достижениями и вкладом в историко-литературный процесс. В последнее время эксперты олимпиады предлагали участникам подумать над интервью с Михаилом Лермонтовым, Анной Ахматовой, Ильей Репиным. Кроме того, заданные вопросы должны перекликаться с замыслом вашего материала, то есть потенциальные ответы героя на вопросы журналиста должны быть включены в логику плана предполагаемого журналистского текста. 

На заключительном этапе также требуется написать сочинение-рассуждение на заданную тему. В отличие от отборочного тура участнику будет предложено только тематическое направление без источников, на которые нужно опираться при написании текста. Необходимую аргументацию стоит придумать самостоятельно. 

Полезные ссылки для подготовки:

Задания олимпиады прошлых лет и критерии оценивания

Видеоразбор заданий олимпиады и советы по подготовке от преподавателей АПО


«Ломоносов»

Уровень олимпиады: I
Кто проводит: МГУ имени М.В. Ломоносова

Что из себя представляет олимпиада?

Отборочный этап: короткое тестирование и сочинение-рассуждение на заданную тему. Чаще всего сочинения посвящены вопросам литературы и истории.

Заключительный этап: сочинение-рассуждение на заданную тему с опорой на литературный источник, который проходят в школьной программе. Для десяти участников, набравших наибольшее количество баллов, —  радиотур, в эфире которого проверяют общую эрудицию финалистов.

Что нужно знать?

На отборочном этапе участнику предлагается ответить на четыре тестовых вопроса из истории журналистики и литературы, а также написать эссе на заданную тему. Требования к сочинению практически не отличаются от тех, что установлены на олимпиаде «Покори Воробьевы горы!». Единственное исключение — темы на «Ломоносове» более узкие, например, организаторы могут сразу указать, в каком жанре должна быть написана работа: «Мой репортаж с вечера карточной игры (по повести ”Пиковая дама” А.С. Пушкина)» или «Моя беседа с поэтами Серебряного века».

Может случиться, что тема сочинения будет звучать предельно литературоведчески, например, «Образ деревни в произведениях русских писателей». Здесь важно, чтобы участник олимпиады постарался найти журналистскую точку зрения в заданном направлении. К примеру, в контексте названной темы можно вспомнить, почему писателям была важна деревня или почему они переживали, что деревня постепенно пропадала из-за урбанизации. В качестве примера к последней проблеме хорошо упомянуть «Прощание с Матёрой» Валентина Распутина. В итоге школьник должен написать авторскую колонку со своим осмыслением текстов писателей, а не привычное школьное сочинение-рассуждение. 

Заключительный этап олимпиады состоит из двух частей: письменной (сочинение-рассуждение) и устной (радиотур). В письменной части требуется написать сочинение на литературную тему, которое по форме напоминает текст на отборочном этапе. Например, в прошлом году некоторые темы звучали так: «Репортаж с торгов поместья Л.А. Раневской (по пьесе А.П. Чехова “Вишневый сад”)» или «Быт людей тайги в сборнике рассказов В.П. Астафьева “Царь-рыба”». Требования к работам участников остаются такими же, как на отборочном этапе.

По результатам письменного тура лучших конкурсантов приглашают на радиотур. Участники пробуют свои силы в условиях настоящего эфира на радиостанции — здесь эксперты проверяют не только знания участников, но и их стрессоустойчивость, способность демонстрировать свои знания во время публичного выступления. С участниками говорят на культурные и общественные темы, чтобы выявить их профессиональные журналистские компетенции. Вот некоторые вопросы прошлого года:

  • В чем заключаются отличия информационного агентства от других СМИ?
  • В чем разница между телевизионными каналами и интернет-сайтами?
  • Что такое мультимедийная журналистика?
  • Какое техническое достижение XX века вы считаете наиболее важным и почему?
  • В чем заключается загадка полотна Казимира Малевича «Черный квадрат»?

Полезные ссылки для подготовки:

Задания олимпиады прошлых лет и критерии оценивания

Видеоразбор заданий олимпиады и советы по подготовке от преподавателей АПО


«Высшая проба»

Уровень олимпиады: I
Кто проводит: НИУ ВШЭ

Что из себя представляет олимпиада?

Отборочный этап: тест на знание теоретических основ журналистики и медиа.

Заключительный этап: сочинение-рассуждение на заданную тему, связанную с медиа и журналистикой, и редакционное задание, где требуется написать новостную заметку по фотографии.

Что нужно знать?

На отборочном этапе школьникам нужно решить тест на знание литературы, обществознания и журналистики за ограниченное время. Стоит заметить, что отборочный этап олимпиады проводится строго в определенное время для всех участников соревнования. Организаторы проверяют эрудицию школьников и умение быстро находить необходимую информацию — во время олимпиады не запрещено пользоваться интернетом. 

На заключительном этапе участнику предлагают выполнить два задания: написать эссе на одну из предложенных тем и подготовить текст новости к фотографии. Темы для сочинения на «Высшей пробе» сильно отличаются от того, что готовят эксперты МГУ, — организаторы предлагают участникам проанализировать проблемные вопросы журналистики и медиа. Например, так выглядели темы прошлого года:

  • «Успех журналиста: что это значит в ХХI веке?»
  • «Этический кодекс для блогеров: мои предложения»
  • «Журналистика социального действия: как журналисты помогают людям?»
  • «Частная жизнь: границы допустимого для журналиста»
  • «Трансформация жанра интервью на платформах новых медиа»

Для того чтобы успешно написать эссе, участник олимпиады должен привести аргументы в пользу своей позиции — это может быть опыт других журналистов, статистические показатели, отсылки к исследованиям в сфере медиакоммуникаций. Как показывает практика, эксперты хотят увидеть в работах участников не столько зазубренные догмы из учебников по журналистике, сколько рефлексию школьников по поводу нынешнего состояния медиа и их личные предпочтения. 

Второе задание заключительного этапа — написание новости по одной из трех фотографий. Участнику будут предложены изображения, его задача— сопроводить одно из них новостным текстом. Сложность задания состоит в том, что участнику нужно предварительно определить событие, которое представлено на выбранной фотографии и максимально полно отразить суть произошедшего в тексте новостной заметки. Здесь важно, чтобы участник понимал суть новостного формата. Работа должна состоять из 8–10 предложений и отвечать на следующие вопросы: «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?», «Как?», «Почему?».

Полезные ссылки для подготовки:

Задания олимпиады прошлых лет и критерии оценивания
Материалы для подготовки к олимпиаде

Видеоразбор заданий олимпиады и советы по подготовке от преподавателей АПО


Олимпиада СПбГУ

Уровень олимпиады: I
Кто проводит: СПбГУ

Что из себя представляет олимпиада?

Отборочный этап: тест на знание русского языка, литературы, истории, обществознания и журналистики и сочинение-рассуждение по актуальным для подростков темам.

Заключительный этап: тест на знание русского языка, литературы, истории, обществознания и литературы, а также рецензия на фильм и новостная заметка по пресс-релизу.

Что нужно знать?

На отборочном этапе нужно решить тест, который проверяет знания русского языка, литературы, истории, обществознания и журналистики. Уровень заданий в тестировании соизмерим со школьной программой. Кроме того, после тестирования участнику необходимо написать эссе на заданную тему. В отличие от вышеперечисленных олимпиад, СПбГУ не ограничивает темы для сочинений рамками литературы или теории журналистики — встречаются общественные вопросы. Например, такие темы на отборочном этапе организаторы предложили участникам в прошлом учебном году:

  • «Технологии  — ограничение возможностей человека или новый этап развития человечества?» 
  • «Ребенок-блогер — семье радоваться или плакать?»
  • «Есть ли детям место в науке?»

Эксперты олимпиады ожидают увидеть от участников журналистские тексты, в которых они представят личные рассуждения или истории, связанные с выбранным направлением. Хорошее эссе, по мнению организаторов, должно зафиксировать актуальность выбранной проблемы и представить обзор точек зрения по этому вопросу. Авторы заданий отмечают, что участник может выбрать путь наблюдения, самостоятельно собрать материал, например, провести интервью с экспертом и представить свои суждения в виде цельной истории или авторской колонки. 

На заключительном этапе олимпиады организаторы проверяют все те же области знания, что и на отборочном этапе. Участнику предложат тестовые задания по истории, русскому языку, журналистике, обществознанию и литературе. В письменной части эксперты задают школьникам написать новостной текст по пресс-релизу и рецензию на фильм. Чтобы успешно справиться с письменными заданиями, участнику необходимо понимать, чем пресс-релиз отличается от новостного текста и как журналисты используют пресс-релизы в своей работе. Что касается рецензии, важно знать, что такое критика визуального искусства и какими приемами пользуются обозреватели кино при написании своих текстов. 

Полезные ссылки для подготовки:

Видеолекции экспертов олимпиады СПбГУ 

Задания прошлых лет и критерии оценивания


Олимпиада РАНХиГС

Уровень олимпиады: II
Кто проводит: РАНХиГС

Что из себя представляет олимпиада?

Отборочный этап: участнику необходимо подготовить ряд журналистских текстов в разных жанрах: репортаж, новость, рейтинг, рецензия.

Заключительный этап: тестовое задание на знание журналистики и медиа, новость и репортаж на историко-литературную тематику и эссе по актуальным вопросам журналистики и медиа.

Что нужно знать?

На отборочном этапе олимпиады участнику нужно создать ряд текстов в разных жанрах. Например, вот что предлагалось в задании прошлого года:

  • Напишите репортаж про поход в один из российских музеев (местонахождение, уровень и направление музея не имеют значения).
  • Напишите вымышленную новостную заметку в рубрику «Политика» (информационный повод может быть любым, все слова всех частей речи должны начинаться на букву «п»).
  • Напишите журналистский материал в жанре рейтинга (нужно составить свой топ-5 журналистских блогов на YouTube).
  • Посмотрите советский художественный фильм режиссера Исаака Фридберга «Куколка» (1988 год), напишите рецензию на произведение.

Для успешного выполнения заданий нужно иметь представление о том, какие бывают журналистские жанры и как в них работать.

Заключительный этап в прошлом году состоял из теста на знание истории журналистики и ее современного состояния, а также нескольких письменных заданий. Например:

  • Напишите заметку (6–10 предложений), основываясь на реальном событии, которое произошло 20 апреля 1942 года (окончание Битвы за Москву).
  • Представьте, что вы делаете репортаж о гибели А.С. Пушкина на дуэли. Составьте план репортажа и выберите двух невымышленных современников события, с которыми вы бы могли обсудить его.

Кроме того, организаторы предлагают участнику написать эссе на заданную тему. Направления в одном из вариантов заданий звучали так:

  • «Зачем человеку искусство?»
  • «TikTok — (не)реальный мир»
  • «Лучший русскоязычный журналистский канал на YouTube»
  • «Как дальше будут развиваться стриминговые сервисы в России и мире?»
  • «Есть ли будущее у научной журналистики в России?»

Сложность заданий очного этапа олимпиады в том, что потенциальные тексты должны базироваться на историческом контексте, который может быть незнаком или плохо известен участнику олимпиады. В остальном — требования к текстам участникам совпадают с условиями других олимпиад по журналистике.

Полезные ссылки для подготовки:

Задания прошлых лет и критерии оценивания

Автор материала: Никита Ильин