Итак, успешно (или не очень, но все же надеюсь на лучшее) справившись с аудированием, чтением, грамматикой и, вероятно, очередным творением оживившегося воображения составителей олимпиадных заданий, а именно с культурой англоговорящих стран, Вы держите в руках письменную часть. Одним из заданий, которые могут Вас ожидать на тернистом олимпиадном пути, может оказаться составление отчета. И если поначалу Вас могла посетить паника, ведь раньше с подобным заданием и на русском языке сталкивался далеко не каждый, то смею попробовать развеять этот страх. Это такое же задание, как и другие, а эта статья поможет Вам разобраться, что такое отчет и с чем его едят.

Целью отчета, как правило, является представление результатов исследования, опроса, проделанной работы в емкой форме, а также их обобщение и рекомендации к дальнейшим действиям. Отчет составляется по предварительному запросу вышестоящего лица (например, директора школы или декана факультета). Как и любой другой тип письма, состоит из трех частей: введения, основной части, которая делится на соответствующие логические абзацы, и заключение. Отличительной особенностью данного вида работы является обязательное наличие подзаголовков у каждого абзаца и шапки с основной информацией о предмете отчета, его составителе и получателе (в том числе занимаемая должность). Выглядит шапка следующим образом:

To: Alexander Alexandrov, Headmaster of School №1

From: Ivan Ivanov, President of the Student Union

Subject: Summer Concert

Date: 1st May 2016

Как правило, вся необходимая информация имеется в задании – если таковой нет или она присутствует лишь частично, то пробелы восполняем собственным воображением. Особое внимание обратите на написание даты. Если весь отчет написан на британском варианте английского языка, то в дате ни в коем случае нельзя выносить месяц перед числом, и наоборот. Так, написание даты в виде 05/01/2016 приемлемо только в том случае, если на протяжении всей работы выдерживается американский вариант английского языка.

Формат отчета требует использование формального стиля, что подразумевает широкое использование сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, пассивного залога, выражений-связок, отсутствие сокращений, идиом, экспрессивных выражений. В общем, наша задача – максимально высушить итоговый текст.

Как начать отчет?

Специфика формата, к сожалению (или к счастью), предполагает использование клише, в особенности это касается введения и заключения. Вот некоторые из них:

The purpose/aim/intention of this report is to…

As requested, this is a report concerning/regarding…

This report contains/outlines/examines/assesses…

Помните, что негласно в каждом абзаце должно содержаться не менее двух предложений, это касается в том числе и введения. Поэтому, если воображение вас подводит, можно также указать, что в отчет включены рекомендации к дальнейшим действиям на основе проведенного исследования/опроса/чего угодно, указанного в задании, либо методы, которые использовались для получения анализируемой информации.

В основной части излагается суть отчета, а именно изложение проблемы, описание исследования и анализ результатов. Главным отличием отчета является обязательное наличие подзаголовков, разделяющих абзацы. Несмотря на то, что абзацы в отчете ввиду наличия подзаголовков могут показаться

независимыми частями целого, проследите, чтобы они были логически связаны между собой, переходы от одной идеи к другой были целесообразными и плавными. Не забудьте включить всю информацию из исходных данных. Перефразируйте все, что можно перефразировать, поскольку любое совпадение фразы длиной четыре и более слов ведет к снижению баллов.

В заключении обычно приводится обобщение информации, представленной в отчете. Также заключение может содержать в себе рекомендации к дальнейшим действиям, основанные на полученных в результате исследования данных. Как и в случае с вступлением, грамотно написать заключение нам помогут клише:

To conclude/To sum up/In conclusion/On the whole…

On the basis of the points mentioned above, it would seem that…

It is (therefore) felt/believed/apparent/obvious (that) …

I/We conclude/recommend/would suggest (that) …

My/Our recommendation is that… should be…

On the whole, it would be fair to conclude that…

Знание клише помогает сэкономить драгоценное время на написании вступления и заключения для основной части.

После того, как Вы закончили писать отчет, внимательно перечитайте его и посчитайте количество слов. Несмотря на то, что в задании чае всего дается лимит в 250 слов, можно смело добавлять к максимально возможному объему 10%, т.е. безнаказанно можно написать 275 слов. Однако, если вы превысите этот лимит, то по правилам жюри должны проверять только первые 250 слов, а значит, вы автоматически теряете по меньшей мере 2 балла – за решение коммуникативной задачи и композицию. Проверьте, вся ли информация, упомянутая в задании, включена в ваш отчет, выдержан ли формальный стиль и нет ли смешения британского и американского вариантов английского языка.

Надеемся, что после прочтения этой статьи схема выполнения письменных заданий по типу отчета стала для вас немного яснее и, если подобное задание попадется вам на олимпиаде, вы будете спокойны и уверены в своих силах.