Предложение

В энциклопедии «Русский язык» под редакцией Ю.Н. Караулова [13] дается следующее определение предложения (приводится в сокращении):

В широком смысле это любое (в письменном тексте от точки до точки) высказывание, являющееся сообщением о чем-либо.

Продолжение определения следует за пояснением.

Казалось бы, посмотреть на пунктуационное оформление и заглавные буквы – верный способ вычленить в тексте предложение: знаки конца предложения (точка, многоточие, вопросительный и восклицательный знаки) стоят именно потому, что пишущий уже определил, где заканчивается предложение, делать это заново не нужно. 

Однако этот способ поможет вам не всегда. Посмотрите на пример из сценария кинофильма «Белорусский вокзал»:

Пой. Нашу. Десятого непромокаемого батальона. Любимую.

Вряд ли вы бы выделили здесь четыре предложения, особенно если бы воспринимали фрагмент на слух и не видели точки. Это пример парцелляции: с помощью точки одно предложение членится на несколько самостоятельных частей.

Задание 1.

Подумайте, почему первый из приведенных ниже примеров приемлем, а второй кажется ненормальным, носитель языка вряд ли так скажет (по традиции это обозначено звёздочкой)?

1.Мимо прошла девушка с собакой. Маленькой и очень красивой.

2.*Мимо прошла девушка с ушами. Маленькими и очень красивыми.

Задание 2. 

Подумайте, в каких еще случаях, кроме парцелляции, точка и следующая за ней заглавная буква не указывают на конец предложения. 

Вернёмся к определению.

В узком, собственно грамматическом, смысле простое предложение – это такая единица сообщения, которая, будучи построена по специально предназначенному для этого грамматическому образцу, обладает значением предикативности.

Чтобы понять это определение, нужно выяснить, что такое предикативность. Это понятие объединяет все категории, которые соотносят некоторую описанную ситуацию с действительностью. В русской грамматической традиции принято включать в предикативность время (событие происходит в какой-то момент) и модальность (событие реально или нереально: желательно, является условием и т.п.). В.В. Виноградов также включал в предикативность лицо.

Задание 3 (источник – Б.Ю. Норман, «Русский язык в задачах и ответах»)

Сравните следующие пары выражений:

холодная зима – зима холодна

неприятный разговор – разговор неприятен

новые идеи – идеи новы

В чем заключается разница между значениями первого и второго словосочетания в каждой паре? Как будет выглядеть недостающее звено в паре:

большой интерес – интерес … ?

Главные и второстепенные члены предложения

Обратите внимание на еще одну составляющую определения: предложение построено по предназначенному для этого грамматическому образцу. 

Можно построить бесконечно много предложений, но количество образцов, по которым они будут построены, конечно. В трудах по русскому синтаксису [8, 9] приводятся списки этих образцов, которые именуются структурными схемами.

Нет необходимости пытаться заучить списки структурных схем, достаточно понять, по какому принципу они строятся: указывается частеречная принадлежность слов, которые образуют ядро предложения, являются его главными членами; при необходимости также указывается форма, в которой слово должно стоять, чтобы участвовать в образовании этой схемы.

Второстепенные члены предложения  слова, которые не образуют ядро, а распространяют его.

Задание 4 (Муниципальный этап, г. Москва, 10, 11 класс, 2017-18). 

а. Предложения типа «Начинается дождь» обозначаютс;я так: N1 – Vf. Предложения типа «Глаза у неё красивые» обозначаются так: N1 – Adj1. Предложения типа «Спать на концерте – это невежливо» обозначаются так: Inf – Adv-о. 1. Объясните значение использованных выше символов. 2. Составьте предложение по следующей структурной схеме: N1 – Inf. 

б. Предложения типа «Дом высок», «Девушка красива» можно в принципе обозначить и схемой N1 – Adj1 , и схемой N1 – Adj1 кратк.ф.. Предложения типа «Ты сегодня сердитый», «Метель на улице сильная» можно в принципе обозначить и схемой N1 – Adj1 , и схемой N1 – Adj1 полн.ф.. Тем не менее, специалисты по синтаксису не спешат отказываться от указания на полную либо краткую форму прилагательного в позиции сказуемого. 

В приведённом ниже перечне укажите те предложения, которые допустимо описывать более общей схемой N1 – Adj1, и те предложения, схема которых должна указывать на полную/краткую форму прилагательного. Объясните, чем может быть вызвана необходимость такого указания. 

Ботинки мне велики. Природа на Кавказе прекрасная. Эти духи французские. Меркурий – самая маленькая планета Солнечной системы.

В работе А.М. Пешковского «Русский синтаксис в научном освещении» подобная характеристика называлась сказуемостью [6]. Этот факт поможет запомнить, что не все исследователи наделяют предикативностью предложение целиком – некоторые исследователи полагают, что предикативность заключается в сказуемом, так как именно в сказуемом выражаются время и модальность.

Сказуемое. Типы сказуемого

Сказуемое – один из двух главных членов двусоставного предложения, обозначает признак (действие, состояние, свойство) того, что названо подлежащим. Именно в сказуемом заключаются категории времени и модальности, которые делают предложение предложением – соотносят ситуацию с действительностью, то есть выражают предикативность.

Классификация сказуемых основана на двух признаках: сначала по частеречной принадлежности слова, образующего сказуемое, сказуемые делятся на глагольные (по названию легко определить, что такое сказуемое образуется глаголом — «Мама мыла раму») и именные. Здесь название обманчиво, именное сказуемое может быть образовано не только именем существительным, прилагательным или числительным («Он нам сосед», «Он красив», «Дважды два – четыре»), но и другими частями речи: наречием («Она замужем»), причастием – напомним, что многие лингвисты рассматривают причастие как форму глагола, но именно при определении типа сказуемого не следует их смешивать. Иногда случаи, когда сказуемое выражено наречием, выделяют в отдельную группу.

После определения типа сказуемого по части речи образующего его слова, сказуемые делят на простые и составные. Составные сказуемые включают в себя связку, в которой сосредоточено значение предикативности (время, реальность/ирреальность действия).

Термин «связка» вам наверняка знаком: вы встречались с ним на уроках английского языка.

Ср.: Это существо является обезьяной. This creature is a monkey.

При описании русского языка не разграничивают связки и модальные глаголы. В предложения типа «таких существ можно называть обезьянами» слово «можно» также считают связкой.

Именные сказуемые могут быть только составными. Не забывайте указывать эту характеристику каждый раз, когда вы пишете, что перед вами именное сказуемое – несмотря на то, что именное сказуемое по умолчанию составное, без указания на это ответ могут счесть неполным.

Составным сказуемое называется не по количеству слов, а по количеству составляющих его частей. Например, в предложении «Динозавр зелёненький» сказуемое выражено одним словом, но это не значит, что связки нет – она нулевая. Вспомните, как обнаруживают в слове нулевые окончания: форму слова меняют и видят, что нулевому окончанию соответствует ненулевое (кот-ø – кот-а). Так же можно поступить и с предложением: в нём можно поменять значение предикативности, например, время. «Динозавр ø зелёненький» — «Динозавр был зелёненький» — «Динозавр будет зелёненький». Таким образом, нулевая связка в первом предложении выражает настоящее время, она является знаком, т.е. существует. По аналогии с приведенным выше примером из морфологии такой набор предложений называется парадигмой предложения. 

Связка в составном именном сказуемом может быть:

— отвлеченная, как в рассмотренном выше примере («быть» в значении «существовать» — она не несет никакого смысла, только выражает предикативность), 

— полузнаменательная – выражается глаголами явиться (являться), бывать, оказаться (казаться), представиться (представляться), стать (становиться), сделаться (делаться), остаться (оставаться), считаться и др. Они вносят в предложение собственный смысл, а не только выражают грамматические характеристики. Например, в предложении «Динозавры показались мне зелёненькими» полузнаменательная связка также указывает на то, кто приписывает подлежащему эту характеристику. Полузаменательные связки не могут употребляться без именной части.

— знаменательная — глаголы движения, состояния, деятельности идти, ходить, бежать, вернуться, сидеть, стоять, лежать, работать, жить и др.:

Зелёненькие динозавры ходят грустные.

Мой брат работает погонщиком зелёненьких динозавров.

Эти глаголы могут употребляться самостоятельно (в этом заключается их основное отличие от предыдущей группы). Однако они в отличие от простых глагольных сказуемых могут быть заменены на связку «быть» (в том числе нулевую): «Зелёненькие динозавры грустные», «Мой брат – погонщик зелёненьких динозавров».

Глагольные сказуемые бывают как простыми, так и составными. Связки в составном глагольном сказуемом может выражать следующие значения:

— фазисное (показывает, на каком этапе развития действие – начинается, заканчивается и т.п.): глаголы стать, начать (начинать), приняться (приниматься), продолжить (продолжать), перестать (переставать), прекратить (прекращать).

— модальное (показывает, как говорящий или действующее лицо относится к действию): глаголы глаголами уметь, мочь, хотеть, желать, стараться, намереваться, осмелиться, отказаться, думать, предпочитать, привыкнуть, любить, ненавидеть, остерегаться и т. п.; глагол-связка «быть» (в т.ч. в нулевой форме) + краткие прилагательные рад, готов, обязан, должен, намерен, способен и т.п.

NB! Не любое сказуемое, состоящее из нескольких слов, составное.

Также несколькими словами (если считать словом последовательность букв от пробела до пробела) может быть выражены в составе простого сказуемого:

— форма будущего времени глагола («Мы будем придумывать предложения с очень длинными сказуемыми»)

— фразеологический оборот («Он вечно витает в облаках»), в том числе типа сочетания типа «Котёнок предпринял попытку поцарапать меня». [5]

! Канцелярские выражения этого типа сложны для восприятия, т.к. значение действия в них выражает не глагол (попытаться), для которого это значение естественно, а другая часть речи – например, существительное «попытка», как в приведенном выше примере. Эти конструкции называются неизосемическими (термин Г.А. Золотовой).

Задание 5
Не забывайте, что простое сказуемое может быть выражено не только личной формой глагола. Какой частью речи, например, выражено сказуемое во фрагменте детского стихотворения:

По кочкам, по кочкам,

В ямку бух!

Подлежащее

Наверняка вам знакомо краткое определение «Подлежащее – это то, о чем говорится в предложении». В большинстве случаев оно действительно помогает найти подлежащее, оно удобно для запоминания, т.к. сформулировано довольно кратко.

В любом предложении говорится о чем-то, однако не в любом предложении есть подлежащее (см. пункт 3). Даже если подлежащее в предложении есть, оно не обязательно соотносится с темой – частью предложения, которая (определение упрощено!) называет то, о чем в нём говорится. То, что сообщается о теме, именуется ремой. Например, в предложении “В школе потоп” темой является “в школе”, а ремой — “потоп”. Рему удобно выявлять, предполагая, на какой вопрос можно ответить этим предложением. В данном случае, скорее всего, подойдёт вопрос “Что случилось в школе”?

Рассмотрим диалог:

— Что ты можешь сказать о Караганде?

— Солженицын упоминает Караганду в «Архипелаге ГУЛАГ».

В предложении, образующем вторую реплику, подлежащим является слово «Солженицын», несмотря на то, что из контекста явно следует: в предложении говорится не о Солженицыне, а о Караганде.

Кроме того, непонятно, о чем говорится в вопросительных предложениях с вопросительным предложением в роли подлежащего («Кто хотя бы раз упоминал Караганду?»)

В статье «К универсальному определению подлежащего» [4] Кинэн показывает, как можно соотнести подлежащее с явлениями другого рода.

Спойлер: если вы хотите найти подлежащее в конкретных примерах, можете пропустите следующие два абзаца – воспользоваться ими с этой целью всё равно не удастся. 

Например, подлежащее часто обозначает субъект, т.е. лицо, совершающее действие, названное сказуемым. Так, в рассмотренном выше диалоге Солженицын – лицо, которое выполняет действие «упоминать».

Выбор не действительного, а страдательного залога («Караганда упоминается Солженицыным») означал бы, что подлежащее указывает на объект – то, на что направлено действие. Таким образом можно подчеркнуть, что в описанной ситуации важен не Солженицын, а Караганда.

Задание 6 (школьный этап 2018-19, г. Москва)

Даны следующие предложения. 1. Старик разжёг костёр. 2. Солдат бежит. 3. Бельё сохнет. 4. Девочка рассказывает сказку. 5. Почтальон промок под дождём. 6. Стена рухнула. Разделите эти предложения на две равные группы в зависимости от того, какой синтаксически обусловленный смысл получает выделенное слово при использованном в предложении сказуемом. Поясните ваше решение. Что общего с синтаксической точки зрения у выделенных слов?

По традиции в русском языке выделяют подлежащее так, чтобы решение не противоречило следующим формальным критериям:

— подлежащее стоит в именительном падеже,

— сказуемое согласуется с подлежащим.

Для каждого конкретного языка набор формальных признаков свой, как минимум потому, что, например, не в любом языке есть падеж. [11]

В случаях, когда подлежащее выражено словом, которое не имеет падежей, а также категорий, по которым сказуемое может согласовываться с ним (числа и рода), эти критерии не помогут убедиться, что подлежащее выделено правильно:

Вдали послышалось «ура!».

Похоже, мы так никогда не выделим подлежащее…

Приведем список способов выражения подлежащего (большая часть примеров и принцип классификации – из пособия Е.И. Литневской [5]).

Типы предложение и сказуемого. Главные и второстепенные члены., изображение №2

Могут ли главные члены предложения быть однородными?

Этот вопрос может показаться странным: все помнят школьные упражнения, где требовалось найти предложения с однородными подлежащими или сказуемыми. Разумеется, мы не призываем вас писать в ответе «а я не верю в однородные сказуемые!» и радостно откладывать тетрадку в сторону. 

В «школьном» русском теоретический материал, как правило, выбран так, чтобы он помогал (или хотя бы не препятствовал) освоению правил орфографии и пунктуации. Сравните следующие примеры (некоторые из них стилистически неудачны из-за повтора слов, не обращайте на это внимания; квадратными скобками обозначены границы частей сложного предложения — то же обозначение вы используете, когда составляете схемы предложений):

[Петя продал телефон и купил собаку].

[Петя продал телефон], и [Петя купил собаку].

[Кошка и собака залезли в Петин рюкзак].

[Кошка залезла в Петин рюкзак], и [собака залезла в Петин рюкзак].

Вы видите, что в этих примерах наличие или отсутствие запятой перед И определяется разными правилами – правилами постановки знаков препинания при однородных членах предложения или в сложном предложении соответственно.

Задание 7

В каких случаях решение не признавать однородные сказуемые, т.е. видеть в предложениях типа «Петя продал телефон и купил собаку» две грамматические основы, не повлияет на постановку знаков препинания?

Как вы уже знаете, одна из важнейших характеристик предложения в узком смысле – предикативность, т. е. время+модальность.

Рассмотрим следующий пример:

Директор хотел бы прийти в школу вовремя, но снова опоздал.

Первое сказуемое указывает на ирреальное, желательное действие, второе – на реальное. В то же время, мы приписываем предикативность простому предложения, а не сказуемому, в котором выражаются соответствующие значения. Это аргумент в пользу решения не признавать однородные сказуемые и считать приведенное выше предложение сложным. 

Впрочем, можно и не углубляться в предикативные значения, чтобы поставить под сомнение однородность главных членов предложения. Вспомним определение: «Члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом, называются однородными». С одинаковым вопросом сложностей быть не должно, но члены предложения, которые не зависят от других, нельзя назвать однородными, пользуясь этим определением: зависеть от одного слова они не могут. 

Как уже было сказано, школьная программа допускает однородные сказуемые, поэтому, если вы воспользуетесь на олимпиаде школьным описанием, это не будет ошибкой, а вот решение, отличное от принятого в школе, может потребоваться обосновать.

Односоставные и двусоставные предложения. Полные и неполные предложения

При выделении подлежащего и сказуемого мы руководствуемся тем, что сказуемое согласуется с подлежащим; кроме того, обычно определение подлежащего и сказуемого начинаются со слов “один из главных членов двусоставного предложения, который…”

Эта ситуация неудобна не только потому, что определение водит нас по кругу, но и потому, что, строго говоря, в таком случае, если в предложении нет подлежащего или сказуемого, выделить другой главный член и назвать его сказуемым или подлежащим мы не можем. Его приходится называть «главным членом односоставного предложения», однако среди односоставных предложений выделяют предложения, единственный главный член подобен подлежащему или сказуемому. Чтобы показать это, главный член односоставного предложения можно подчеркивать так же, как один из членов двусоставного предложения – подлежащее или сказуемое. Иногда используют специальное обозначение (тройное подчёркивание), чтобы показать, что главный член односоставного предложения играет роль всей грамматической основы, а не её части.

Это оправдано как минимум потому, что не всегда можно однозначно определить, действительно ли второго главного члена нет совсем или это значимое отсутствие – вспомните, что, например, связка может быть нулевой:

На Земле солнечное затмение.

На Земле было солнечное затмение.

Обратите внимание на обстоятельство «на Земле». В школьной традиции принято задавать к обстоятельству вопрос от сказуемого. Когда вы ищете неполное предложение, полезно обратить внимание на подобные случаи. В неполном предложении может отсутствовать не только главный член, но и второстепенный.

Итак, в предложении «На Земле солнечное затмение» можно увидеть намёк на опущенное сказуемое, не внося никаких изменений. Однако однозначно сказать, какое именно слово опущено – есть? наблюдается? происходит? – невозможно.

В некоторых случаях – например, когда слово явно опущено, чтобы избежать повтора – его можно восстановить однозначно.

Задание 8(часть задания ВОШ, заключительный этап 2017-18, 9 класс)

Эллипсис (в узком смысле) — это синтаксический процесс сокращения (пропуска) повторяющихся слов. Пример: Маша съела кашу, а Вася съел суп. > Маша съела кашу, а Вася — суп. 

Прочитайте предложения (2), (3) и объясните, почему в них нельзя описать необычную особенность употребления местоимения нему / ним, используя термин эллипсис.

(2) Часто — например, в снах — они представлены фигурами отца и сына или другими фигурами, символизирующими доминантный и ближайший к нему принципы сознания…

(3) Профильные потери минимальны или близки к ним. 

В случае, если нет слов, которые зависят от опущенного сказуемого, предложение (например, «Солнечное затмение!») принято считать назывным.

Односоставные предложения, единственный главный член которых подобен сказуемому двусоставного предложения (далее для краткости будем называть его сказуемым, не повторяя уже сделанные оговорки), членятся на несколько подвидов. 

Определенно-личные предложения

Сказуемое выражено глаголом в такой форме, по которой можно единственно верно определить, какое лицо совершало это действие, — в форме 1-го или 2-го лица настоящего или будущего времени. 

Заходим в школу через окно.

Эти предложения не являются неполными, т.к. вся информация в них выражена и без подлежащего – в предложениях типа «Мы заходим в школу через окно» подлежащее только продублирует информацию, которую можно получить из окончания глагола. Поэтому определенно-личных предложений в третьем лице не бывает: третье лицо значительно шире, чем конкретный субъект, в этом случае подлежащее сообщает информацию. В прошедшем времени у глагола нет формы лица, поэтому однозначно сообщать эти сведения глагольное окончание не может.

Неопределенно-личные предложения

Глагол, выполняющий роль сказуемого, стоит в форме третьего лица (либо прошедшего времени – в прошедшем времени лица нет) множественного числа. Предполагается, что субъект, который совершает действие, названное сказуемым, неизвестен или неважен.

На улице исполняют гимн Зимбабве.

Впрочем, субъект может быть известен и важен, но говорящий просто не желает его называть.

Отличить от неполных предложений, где подлежащее совпадает с уже названным, можно по контексту. Например, в следующем фрагменте предложение будет неполным («Ваши сыновья ведут себя отвратительно! Это невозможно больше терпеть. Каждый день в пять утра на улице исполняют гимн Зимбабве!»)

Безличные предложения

Сказуемое стоит в такой форме, при которой подлежащее невозможно:

— безличный либо глагол в безличной форме 

Светает. Мне повезло

Второй пример показывает, что название не следует понимать буквально: в случаях типа «Мне повезло» лицо есть – я. Но при этом глаголе оно не может быть выражено именительным падежом и быть подлежащим. В этих конструкциях предполагается, что субъект не способен контролировать ситуацию (Я не сплю. – Мне не спится).

— наречие ( категория состояния)

Холодно.

В том числе – в составе составного сказуемого

Нам жаль расставаться

— Составное именное сказуемое с именной частью – кратким страдательным причастием прошедшего времени в форме единственного числа, среднего рода.

В комнате накурено.

— нет или глагол с частицей не (дополнение выражено родительным падежом).

Меня здесь нет. Меня здесь не было. 

Обобщенно-личные предложения

Попробуйте придумать односоставное предложение, которое по форме не попадает ни в одну из предыдущих групп, — не получится. Однако есть еще одна группа. Другие типы выделяются по форме; обобщенно-личные предложения – единственный тип, который выделяется по смыслу. 

Указанное в них суждение применимо ко всякому лицу. В эту категорию попадают афоризмы и пословицы («Цыплят по осени считают»), а также предложения типа «[Посидишь в школе семь уроков] – [не захочешь еще и домашнее задание делать]», где любому лицу предлагается поставить себя на место говорящего.

Обобщенно-личные предложения отличаются по смыслу от неопределенно-личных, где тоже возможно обобщение, тем, что говорящий включает в это обобщение себя. 

Тебя не найдёшь. – обобщенно-личное.

Тебя не найдут – неопределенно-личное.

Если можно видеть нулевые подлежащие при каждом сказуемом, которые иначе пришлось бы считать однородными, почему бы не видеть нулевые подлежащие и в односоставных предложениях? По этому пути идет Мельчук в статье «О синтаксическом нуле».

Он предлагает выделять следующие нули:

Ø (люди) – мн. число: Лодку Ø (люди) унесли.

Ø (стихии) – ср. род, ед. число: Лодку Ø (стихии) унесло.[4]

Задание 9
К каким типам относятся приведенные выше примеры, если пользовать традиционной классификацией без нулевых подлежащих?

Он сам отмечает, что эта классификация не покрывает все множество возможных действующих лиц (например, животные не являются ни людьми, ни стихиями).

Простые и сложные предложения

Н.С. Поспелов, один из первых в русистике исследователей сложного предложения, обращал внимание на то, что у сложного предложения тоже есть своя структура; кроме того, оно коммуникативно оформлено. Последовательность из нескольких предложений в тексте он тоже считал объектом синтаксиса – эта единица называется «сложное синтаксическое целое».

Как можно догадаться по определению, сложным может быть предложение в широком понимании – единица сообщения. Исследователи, которые признавали только определение, подобное узкому, считали большую единицу не предложением, а сочетанием предложений. Если в основе определения лежит функциональный критерий, единицы, которые образованы грамматическими основами в составе сложного предложения, считаются не предложениями, а частями предложения; соответственно, простое предложение – предложение, в котором есть только одна такая часть.

Соответственно, в сложном предложении частей несколько, для описания его структуры важно указать их количество; способ связи между ними (вспомните, как много внимания уделяется в школьной программе союзам и союзным словам); какие ограничения накладываются на части в составе этой единицы и их порядок.

Например, в предложении «Вася спрятал швабру, чтобы не мыть пол» 2 предикативные единицы, соединенные союзом «чтобы», ограничений на порядок следования частей нет (можно переставить: «Чтобы не мыть пол, Вася спрятал швабру»). Важно обратить внимание на то, что в этом случае значение цели передается самой структурой предложения – союзом «чтобы». В некоторых случаях (например, в предложении «Спрячем швабру – не придется мыть пол») смысловые отношения между частями (причинно-следственные) не выражены непосредственно, а зависят от выбора конкретных частей предложения.

При использовании одной из самых распространенных классификаций сложных предложений в русском языке – деление на бессоюзные, сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные предложения – в первую очередь обращают внимание на наличие и тип союза или союзного слова. К сожалению, эта классификация водит нас по кругу: чтобы определить тип союза, мы уже посмотрели, в каких именно сложных предложениях он употребляется.

— Давайте называть сложносочиненными предложениями всех существ, которые сидят в этом шкафу!
— Отлично, теперь я знаю, кто же сидит у нас в шкафу.

Если мы определили, что предложение сложносочиненное (или с разными видами связи, в т.ч. подчинительной) мы не останавливаемся на достигнутом и определяем тип придаточного, причем ход рассуждений принципиально не отличается от того, как вы бы выделяли члены простого предложения.

Важно посмотреть, что именно распространяет придаточное – главную часть целиком или отдельное слово (вспомним, что в простом предложении также можно выделить второстепенные члены, которые распространяют не отдельное слово, а предложение целиком – детерминанты). Кроме того, классификация показывает аналогию между придаточными и членами простого предложения. Эти два критерия не противоречат друг другу: определительные изъяснительные придаточные распространяют конкретное слово; большая часть обстоятельственных придаточных (за исключением придаточных меры и степени) распространяет предложение целиком.

Как правило, определение типа придаточных не вызывает трудностей – достаточно подобрать вопрос. Поэтому не будем давать характеристику каждому типу отдельно и ограничимся таблицей из пособия Литневской [5].

Из приведенных ниже типов в школьной программе не упоминается последний – придаточные присоединительные. Эти придаточные вводят дополнительную информацию и выбиваются из общего ряда: этот тип не подобен какому-либо члену предложения. Они являются придаточными только потому, что присоединяются с помощью союзных слов. Чтобы проверить, действительно ли перед вами придаточное присоединительное, попробуйте заменить союзное слово на «это» — предложение перестанет быть сложноподчиненным, но не станет неправильным.

Мы узнали о еще одном типе придаточных, чего мы совсем не ожидали. = Мы узнали о еще одном типе придаточных, этого мы совсем не ожидали.

Типы предложение и сказуемого. Главные и второстепенные члены., изображение №3
Типы предложение и сказуемого. Главные и второстепенные члены., изображение №4

Обратите внимание на разграничение типов придаточных в неочевидных случаях.

— Придаточные определительные присоединяются только союзными словами, а не союзами.

Сравните следующие предложения:

У меня возникло ощущение, будто я поспал восемь часов.

У меня возникло ощущение восьмичасового сна.

Во втором случае «сна» можно считать и дополнением (ощущение чего?), и определением (ощущение какое?). В первом придаточное следует рассматривать как изъяснительное, а не определительное, как минимум потому, что средство связи – союз «будто». Существительное «ощущение» унаследовало способность присоединять придаточное изъяснительное (равно как и дополнение), которая есть и у глагола «ощущать».

— В придаточных изъяснительных возможно соотносительное слово – местоимение-существительное «то» в любой форме:

Я рад тому, что курс олимпиадного русского скоро закончится.

Это местоимение можно опустить без ущерба для структуры предложения:

Я рад, (что курс олимпиадного русского скоро закончится). Придаточное изъяснительное.

Поэтому придаточная зависит не от местоимения-существительного, а (в данном примере) от прилагательного в краткой форме «рад». Определив это, легко увидеть, что перед нами именно придаточное изъяснительное.

— Глаголы речи и мысли требуют указания на содержание этой речи. Говорить и думать можно о времени, месте – о чем угодно, на тип придаточного это не влияет.

Я пытаюсь понять, (где я нахожусь). Придаточное изъяснительное.

Союз ли стоит в самом начале придаточной, а после первого слова. Не забывайте об этом случае.

Я пытаюсь понять, (нахожусь ли в столовой).

— Не забывайте, что у союза может быть несколько значений.

Задание 10 (Ломоносов 2014, 10-11 классы, отборочный тур)

Какое(ие) предложение(я) можно охарактеризовать как сложноподчиненные с придаточным изъяснительным?

(a) Он высказал опасение, что денег может не хватить.

(b) В страну, куда он собирается поехать, самолеты не летают. 

(c) Мама не любит, когда качаются на стульях.

(d) Я не думаю, чтобы это было случайностью.

(e) Таких предложений нет.

Ответы на задания

Задание 1. Парцелляция возможна лишь при смысловой завершенности одной из частей. Можно не описывать собаку, но упоминать «девушка с ушами» и не описывать, какие именно уши имеются в виду, довольно странно.

Задание 2. Например, сокращения типа «тов.» (товарищ), после которых в нормальной ситуации следует имя собственное.

Задание 3

Первое словосочетание в каждой паре атрибутивное, второе – предикативное. Краткие формы выступают в функции сказуемого. 

Перестроить словосочетание «большой интерес» можно только с заменой прилагательного – «интерес велик» (прилагательное имеет супплетивную краткую форму)

Задание 4

а. N1 обозначает существительное в первом (то есть в именительном) падеже. Vf обозначает глагол в спрягаемой форме. Inf обозначает глагол в неопределенной форме (в форме инфинитива). Adj1 обозначает прилагательное в первом (то в есть именительном) падеже. Adv-о обозначает наречие с суффиксом -О. Тире между символами означает то, что первый символ в данном предложении обозначает подлежащее, а второй – сказуемое. 2. «Наш долг – защитить город от врага» (или любое предложение этой структуры). За каждый верный объясненный символ в структурной схеме по 1 баллу. За верно составленное предложение – 2 балла. Всего 8 баллов.

б.Природа на Кавказе прекрасная. Это предложение можно описать схемой N1 – Adj1. В схемах, описывающих остальные предложения, следует указывать на полноту/краткость прилагательного. Ботинки мне велики. В этом случае лексическое значение полной формы прилагательного «великие» сильно отличается от реализованного в предложении лексического значения краткой формы прилагательного «велики». Эти духи французские. В этом случае относительное прилагательное не имеет краткой формы. Меркурий – самая маленькая планета Солнечной системы. В этом случае налицо форма превосходной степени прилагательного, которая не позволяет образовать краткую форму. За верное указанное предложение, которое можно описать схемой N1 – Adj1, – 2 балла. За верные объяснения того, почему для описания остальных предложений необходимо использовать схему с указанием на полноту/краткость формы прилагательного, по 2 балла. Всего 8 баллов.

Задание 5

«Бух» — глагольное междометие. Как и другие междометия, эта группа слов не изменяется и выражает эмоциональное отношение говорящего (неожиданность). Кроме того, «бух» близко к звукоподражательным словам. С глаголами эту группу междометий сближает значение действия, а также способность быть сказуемым в предложении.

В этом фрагменте также есть еще одно сказуемое (опущенное): от него зависит обстоятельство «по кочкам». Восстановить это сказуемое однозначно невозможно, однако можно быть уверенным, что в его состав входит глагол со значением перемещения (например, «едем»).

Задание 6

Группа 1: 1, 2, 4

Группа 2: 3, 5, 6

За верное отнесение слова к группе – 0,5 балла. Всего 3 балла. Общее у выделенных слов: все они являются подлежащими в соответствующих предложениях (1 балл). Различие в семантической роли: в словах первой группы имена существительные указывают на активно действующего участника ситуации (он контролирует эту ситуацию) (2 балла); в предложениях второй группы – напротив, на пассивного участника ситуации, который претерпевает какие-либо изменения в ходе не контролируемых им внешних воздействий (2 балла). Принимается ответ, верный по сути, можно без использования терминологии.

Задание 7

— при противительных сочинительных союзах,

— при повторяющихся или двойных соединительных или разделительных сочинительных союзах (не только …, но и …; и…, и…; либо …, либо …).

— при бессоюзной связи.

Задание 8 

В предложении (2) нельзя восстановить пропущенное существительное, потому что слово, определениями к которому служат прилагательные доминантный и ближайший, стоит во множественном числе. Структура *доминантный принцип и ближайший к нему принципы некорректна. В предложении (3) нельзя восстановить пропущенное существительное, так как прилагательное стоит в краткой форме. В современном русском языке краткие прилагательные употребляются только в функции именного сказуемого, но не в функции определения. Сказуемое не может выступать определением к существительному. Следовательно, пропускать в данном случае нечего. Структура *профильные потери минимальны потери или близки к ним некорректна

Задание 9

Лодку унесли – неопределенно-личное.

Лодку унесло – безличное.

Задание 10.

a, c, d

Список использованной и рекомендуемой литературы:

1.Балашова Л.В., Дементьев В.В. Курс русского языка. Саратов : Лицей, 2005

2.Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка — Москва : Высш. школа, 1973.

3.Звегинцев В. А. Предложение и его отношение к языку и речи. Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1976

4.Кинэн Э. Л. К универсальному определению подлежащего// Новое в зарубежной лингвистике №11

5.Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. Москва : Изд-во Моск. ун-та : ЧеРо, 2006

6.Пешковский. Русский синтаксис в научном освещении. М.: Языки славянской культуры, 2001. — 544 с. — (Классики отечественной филологии).

7.Правила русской орфографии и пунктуации: полный академический [Н. С. Валгина и др. ; отв. ред. В. В. Лопатин]. — Москва : АСТ-Пресс, печ. 2011

8.Русская грамматика. М.: Наука, 1980

9. Современный русский язык. Под ред. В.А. Белошапковой. М.: Высшая школа, 1989

10.Мельчук И. А. О синтаксическом нуле// 40 лет Санкт-Петербургской типологической школе. М.: Знак, 2004.

11.Тестелец Я.Г. Введение в общий синтаксис. М.: Издательство РГГУ, 2001

12.Энциклопедия «Кругосвет»: статьи «Предложение», «Подлежащее»

13.Русский язык. Энциклопедия. Под ред. Караулова. М.: Большая Российская энциклопедия, 1997. Статьи «Предложение», «Подлежащее»